26.09.2017

Новости

Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века
(Примечание Р. Гайсин: актуальное в связи с открытием Болгарской исламской академии Татарстана)
  
Сафиуллина-АльАнси Р.Р.

Татарский народ имеет богатое богословское наследие, но исследовано оно крайне мало. Это наследие растворяется и исчезает в общем потоке истории общетюркской богословской мысли и арабо-мусульманской науки. Средневековье и Новое время дало многих талантливых мыслителей с нисбой поволжского происхождения, которые были широко известны во всем тюркском мире и мусульманском Востоке. К сожалению, чрезвычайно интересные и ценнейшие богословские идеи оказались отчасти утраченными самим народом, отчасти пропали в результате различных исторических событий. В советский и постперестроечный период религиозная литература не являлась предметом научного исследования ученых. Комплексное рассмотрение этого предмета неизбежно требует использования исследовательских и образовательских приемов и методик из междисциплинарного арсенала, и, в первую очередь, наличие религиозного образования и религиозной практики.
В последнее время стали возвращаться многие незаслуженно забытые памятники богословской мысли, звучащие поразительно актуально в наше время.
Круг вопросов, поднимавшихся в татарской богословской мысли XVIII - начала ХХ вв. включают в себя как проблематику сугубо догматического проблематику философского, исторического, социального, политического характера, а также вопросы методологии научного познания.
В рамкой данной статьи мы коснемся следующих вопросов, поднимавшихся в татарском богословском наследии конца XIX - начала ХХ вв:
- Взаимосвязь между разумом и откровением;
- Отношение к философии;
- Отношение к спекулятивному богословию;
- Вопросы вероучения;
- Взгляд на тасаввуф;
- Правовые вопросы;
- Традиции татарской экзегетики и проблема перевода Корана;
- Вопросы социального и политического характера.
Тема взаимосвязи между разумом (`акл) и откровением (нахи) тесно связана с классической системойклассификации наукв исламской традиции а также с соотношением умственных дисциплин (`аклийа) и учебных предметов, основанных на традиции (наклийа) в мусульманской системе образования. В творчестве Г. Курсави, Ш.Марджани, Г.Баруди, Р.Фахретдина, М.Бигиева, Г.Буби и др. татарских богословов находит свое отражение тема совмещения  и примирения религии и науки. Утыз-Имяни уделяет отдельное внимание теме определения истинности источника знания.
С темой взаимосвязи разума и откровения пересекается отношение татарских богословов к проблеме толкования священных текстов. В этом вопросе имели место разные позиции. Сторонники одной позицииутверждали о несостоятельности разума осознать и истолковывать священные тексты (насс) Корана и сунны, противоречащие разуму, всвязи с чем рекомендовывалось воздерживаться от толкования. Но имело место и мнение о предшествовании разума традиции и возможности толкования текстов, кажущихся идущими в разрез разуму. Сторонниками этой позиции являлись Г. Курсави, Г. Буби, Р. Фахретдин, М. Дж. Биги и др.
В качестве отдельной темы выделено отношение к философии. Это и  проблемавозникновения мира во времени (худус), вечности мира (кыдам), в том числе концепция самостной вечности  (кидамзати) и временной вечности (кидам замани), безначальность и бесконечность мира (азалии, абади), а такжеэманационная концепция происхождения мира [Мараш, с. 64-74].
Также татарскими учеными дается разъяснение причин негативного отношения к философии в мусульманской богословской традиции.
Отражение проблем возникновения мира и отношения к философии находит свое выражение в творчестве Ш.Марджани, Ш.Культяси, М.-Н.Тюнтери, Р.Фахреддин.
Говоря об отношении к каламунельзя не отметить то, какое место занимала спекулятивная теология в татарских медресе. Как писал Дж.Валиди: «Келямопирался на накль, т.е. на слова Бога и пророка, но вместе с тем и на разум и опыт, претендуя в то же время на разрешение вопросов о сущности бытия и человеческого знания. Таким образом, мусульманские ученые, защищая свою веру от вторжения философской мысли, сами стали философами. Некоторые ученые проявляли отрицательное отношение к каламу, находя такое углубление в вопросы веры небезопасным с точки зрения мусульманского правоверия»; но место калама в татарских медресе было непоколебимо» [Валидов, с. 19].
В сочинениях Ш. Марджани, Н.Тюнтари, Ш. Культяси, Х.Габаши, К.Таджаманова [Тәрҗеманов 1907, с. 45-46], А.Мустафы [Мостафа 1915, с. 156], З.Кадири [Кадыйри 1912, с. 715-718; Кадыйри 1910], М.Бигиев [Бигиев 205, с. 131-144] затрагивается тема различия между каламом и наукой таухид, татарские богословы в своих трактатах дают разделенное понимание каляма и акиды.
У многих татарских богословов находит место изложение текста мусульманского кредо (акиды) (Ш. Марджани, Г. Курсави,Р.Фахретдин, К.Насыри [Насыйри 1867], Ш.Гауни [Гауни 1911], Л.Байчурин [Байчурин], Х.Усманов [Госманов 1898]и др.) [См.: Исламское 2013, с. 83-112]. В начале ХХ века насчитывалось более двадцати учебных пособий по акыде,  среди авторов которых наряду с вышеуказаннымиможно назватьГ.Чокрый [Чокрый 1903], Г.Баязитова [Баязитов 1880], Г.Буби [Бубый 1898; Бубый 1909], Х.Забири [Зәбири 1909; Зәбири 1903], А.Х. Максуди [Максуди 1905], Г.Радуди [Радуди 1907], Г.Атави [Атави 1911], Г.Баруди [Баруди 1891] и др. [См.: Исламское вероучение 1913, с. 7].
Особое место занимает в рассуждениях о спекулятивной теологии критика как ашаритского богословия, так и калама в целом. Также внимание уделено необходимости очищения произведений по акиде от положений, основанных на предположении (далилзанни) и не подкрепленных категорическими доказательствами (далилкат'и).
Также в татарском богословском наследиинаходит свое отражение тема разделения на группы и школы в вопросах вероучения, и даже предпринимаются попытки устранить разногласия между ними.
Следует отметить, что, в целом,  вопросы вероучения занимают большое место в татарском богословском наследии. Это и вопросы веры (М.Музаффаров [Мозаффаров 1915, с. 524-528], З.Камали [Камали 1911) со спорами о признании деяния ('амал) как истинной части (джузхакики) веры, об увеличении и уменьшении веры, об обвинении в неверии (такфир).Г.Курсави,Ш.Марджани и др. уделяли особое внимание разоблачению недочетов ашаритского толкования к ханафитскому кредо в вопросе божественных атрибутов [Cм: Шагавиев 2008; Мәрҗани 1890; Курсави].
Также внимание татарских богословов было уделено одной из актуальных тем вероучения - концепции человека (отношения Бог – человек) проблеме свободы воли и, конечно же, предмету всеобщей божьей милости [Камали 1911].
Эсхатологические вопросы находят широкое освещение как в татарской религиозной литературе в целом, так и в трудах татарских богословов.
Взгляд на тасаввуф также находит определенное место в татарском богословском наследии. Это и сами сочинения суфийского характера, и обсуждение темы суфизма. С самого началараспространения суфизма в татарском мусульманском мире в виде тарикатовЯсавия, Кубравия, Накшбандия, актуализируется дискуссия о двух путях - шариате итарикате, а также оппозиция: юридический – мистический ислам.
Критика суфизма и ишанизма также находит свое выражение в трудах татарских авторов. Особенно ярко этот мотив прослеживается у Утыз-Имяни. Наряду с этим, Утыз-Имяни свойственны обращение к аскетизму,суфийской этике и призывы к суфиям сторониться власти.Суфийская тематика находит широкое освещение в трудах и многих других татарских богословов.
Большое место в татарском богословском наследии занимают правовые вопросы, которые включают в себя проблематику усул ал-фикх (методологии или основ исламского права) и частные вопросы фикха. В перую очередь, это вопросы иджтихада и таклида (Г. Утыз-Имяни, Г. Курсави, Ш.Марджани, Г.Буби, М.Бигиев, Р.Фахретдин, М.Музаффаров [Мозаффаров 1915]). В частности, в творчестве Утыз-Имяни отражены идеи обновления ислама через таклид и идея таклида ученых авторитетов прошлого. Г.Курсави подвергает таклидкритике. Он призывает применять иджтихад относительнотех видов смыслов Корана и сунны, которые могут бытьпонятны как знатокам языка, так и простым людям, а также, по возможности,  тех, что могут быть понятны только специалистам, муджтахидам [Ситдиков].М. Бигиев, Р. Фахретдин, Г.Буби большое внимание уделяют обсуждению принципов интереса или обстоятельств (масалих/маслахат). В сочинениях Ш.Марджани, М.Бигиев, Г.Буби обсуждаются условияиджтихада (шурут) [Мараш 2005, с. 115-127].
Еще одна очень актуальная тема - талфик, т.е. смешивание правовых толков, отказ от мазхабов. Ш.Марджани при рассмотрении вопросов иджтихада и таклида приводит примеры перехода из одного правового толка в другой и считает допустимым такой переход применительно к частным вопросам права.  Проект сближения мазхабов (такриб ал-мазахиб), поднимавшийся в мусульманской мысли конца XIX-начала ХХ в. также находит свое отражение и в татарском богословском наследии.
Большое внимание к вопросамфикха было обусловлено особенностями функционирования в рамках российского государства и правового пространства норм исламского шариата. В связи с этим татарские богословы занимались рассмотрением не только вопросов ибадат (вопросы связанные с очищением (тахарат), особенностями совершения молитвы, освещение темы ночной молитвы в короткие летние ночи, пятничной молитва и пр.). Особое место в татарском богословском наследии занимает рассмотрение вопросов муамалят (брачные, наследственные, торгово-экономические и др. вопросы). В условиях бурного развития капиталистических отношений и финансово-кредитных институтов актуализируется рассмотрение проблемы ссуды и ростовщичества.
Также в татарском богословском наследии мы видим рассмотрение проблемы нововведения (бидга), вопросов халял и харам.
Традиции татарской экзегетики и проблема перевода Корана - это одна большая отдельная тема в татарском богословском наследии[Адыгамов 2004; Батыркаев 2007]. Актуальность этой темы связана с ролью и местом Корана в жизни мусульман Поволжья и Приуралья.Нарядус тем, что идеи и сюжеты Корана занимают определенное место в традиционном искусстве и литературе татар, кораническая тематика находит щирокое отражение в творчестве таких татарских ученых-богословов, какШ.Марджани, Г.Баруди [Баруди 1907], З.Камали, М.Бигиева [Бигиев 1915] и др. [Түнтәри 1913]. Сама история татарского тафсира - это одна из граней татарского богословского наследия.Перемены в жизни мусульманской общины в конце XVIII – первой трети XIX вв. оказали определенное влияние напереосмысление коранических установок. По мнению ряда исследователейГ. Утыз-Имяни и Г. Курсавипредставляют два полюса движения за очищение ислама и переосмысление Корана [Батыркаев 2008]. Тем не менее, развитие татарской экзегетической традиции религиозно-реформаторского направления все еще остается не до конца раскрытой темой.
Отдельного внимания заслуживает освещение проблемы перевода Корана. При этом на первый план выдвигался вопрос методики перевода.
Отдельным блоком мы выдвинули проблематику социального и социально-политического характера. Это и, казалось бы, такой частный вопрос, как язык хутбы, так и проблема соотношения национальной идентичности и конфессиональной принадлежности. Активно обсуждались вопросы дозволенности произведений искусства (музыки, театра, изобразительного искусства). Отдельного рассмотрения требует отражениегендерного вопроса в трудах татарских богословов.
Нельзя не упомянуть и проблему идеального правителя и политического устройства, которые также находили свое отражение в татарском богословском наследии.
Татарская богословская мысль не заключена только в наследии, в источниках прошлого. Это живая мысль, которая продолжает пульсировать и жить в умах современных мусульманских интеллектуалов, и которая все смелее и смелее проявляет себя и сегодня, используя современные источники и способы передачи информации.
Какой будет татарская богословская мысль завтра во многом зависит именно от тех, кто сегодня еще только осмысливает наследие прошлого и вступает на путь поиска знаний.  
Для  нахождения ответов на вопросы сегодняшней религиозной и духовной жизни, исследователи будут вынуждены вырабатывать новые методы, не ограничиваясь толькоархивными стратегиями, текстологическим, историческим и философским анализом. Наряду с тем, что традиционные методы исследования далеко не исчерпали себя и остаются все также актуальными, современность предполагает также и такие стратегические линии качественного исследования, как интервью, невключенное наблюдение (обращение к экспертам, изучение наблюдателя), включенного наблюдателя (этнографические, полевые и др.). При этом наряду с поставленной целью и раскрывающими её задачами, который на своем пути ставит каждый исследователь, зачастую реальность преподносит еще более интересные аспекты, которые проявляются на этом пути. Они призывают ищущего знания проявлять гибкость в осмыслении материала, быть чутким к пульсу времени и уметь отказываться от привычных и соответственно пристрастных суждений, которые есть упрощение, чтобы, как следствие, рассматривая нечто, желаемое для нас, то, что мы хотим изучить, не  исключать самое необходимые. В таком случае происходит не просто оценка истории и современного состояния богословской мысли, но и попытка найти ответы на вопросы переплетения духовных измерений, как отдельного человека, так и общества в целом.
Хочется верить, что нынешнее поколение мусульманских религиозных деятелей, исследователей на основе наследия прошлого смогут дать ответы на вопросы, возникающие сегодня в умах верующих.

Список литературы и источников:
1.    Адыгамов А. Традиции комментирования Корана у татар // URL: http://dumrt.ru/node/5882 (дата обращения 07.06.3013);
2.    Алмазова Л. И. Современные религиозные дискуссии в Волго-Уральском регионе: о чем не могут договориться между собой мусульмане? //1-йКазанскиймеждународныйнаучный форум «Ислам в мультикультурном мире». 1-3 ноября 2011 (г. Казань, Республика Татарстан) / Казанский (Приволжский) федер. ун-т, Ин-т востоковедения и междунар. отношений, Каф. регионоведения и исламоведения; [А.М. Ахунов, Р.И. Беккин, сост.].. – Казань, Изд-во Казанского ун-та, 2012. – СС. 331-339.
3.    Атави Г. Аллаһның барлыгы (Уку һәм мәктәп өчен кыйраәт китабы). – Казан: Милләт, 1911. – 36 б
4.    Ахунов А. Коран по-татарски // Татарский мир. – 2004. – № 4 // URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=496 (дата обращения 03.09.2013);
5.    Байчурин Л. Дәляиле игътикадия (выходные данные неизвестны)
6.    Баруди Г. Бәдә-әл-мәгариф: Гыйлем-әт-тәүхид вә әс-сыйфат: Мәгарифе исламиядән 2 нче җөзьэ. – 2 нче басма. – Казан: Ун-т басмаханәсе, 1891. – 16 б.
7.    Баруди Г. Тәфсир // әд-Дин вә-л-әдәб. – 1907.  – №3. – С. 66 – 67; №4.  – С. 98 – 101; 1914.  – №11.  – С. 339 – 340; 1915. –  №11. – С. 337 – 344.
8.    Батыркаев Т.О. Коран в России: учебное пособие // Т.О.Батыркаев, Н.К.Гарипов. – Казань: Магариф, 2008. – 383 с.
9.    Батыркаев Т. Кораническая экзегетика мусульман Поволжья и Приуралья (конец XVIII – начало XX вв.) // Минарет. – 2007. – № 4 (14) // URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?104  (Дата обращения 30.08.2013).
10.    Баязитов Г. Ислам китабы. – 2 нче басма. – Казан: Ун-т табгыханәсе, 1880. – 66 б.
11.    Бигиев М. Взгляд на верование людей в божество (Инсаннарның гакыйдә илаһияләренә бер нәзар) // Бигиев Муса. Избранные труды. В двух томах. Т.I / Сост. и пер.с осман. А. Хайрутдинова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – С.131–144.
12.    Бигиев М. Фикх ал-Коран. - СПб., 1915.
13.    Бубый Г. Мохтәсар гыйльме халь. – Казань: Тип. Б.Л. Домбровского, 1898. – 58 б.;
14.    Бубый Г. Мөфассал гыйльме халь. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1898. – 184 б.;
15.    Бубый Г. Икенче вә өченче сыйныф ибтидаия балаларына махсус иң асат вә иң тиз аңлашырлык әхлакый вә гыйльми гыйльме халь – Казан: электро-типография “Милләт”. – 1909. – 44 б.
16.    Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года). - М., 1923.
17.    Гауни Ш. Гыйльмехаль. Беренчесыйныфөчен. – Казан: Кәримия, 1911. – 8 б.
18.    Госманов Х. Гыйльмехальрисаләсе. – Казан: Ун-т матб., 1898. – 7 б.
19.    Долговременная стратегия преодоления коранического ислама заправилами библейского проекта // URL: http://zakonvremeni.ru/vp-ussr/21-vpussrall/1059-2010-02-18-09-37-09.html (дата обращения - 15.08.2013)
20.    Зәбири Х. Гакаид. Кис. 2. Мәкятибе рөшдиядә тәдрис өчен язылмыш, могтәкыйдат исламияны гаклый вә нәкъли дәлилләр илә мөбәййин бер рисаләдер. – Казан: Сабах, 1909. – 44 б.;
21.    Зәбири Х. Гакаиде төркия. – Казан: Әхмәдуллинннар, 1903. – 22 б.
22.    Исламское вероучение в учебных пособиях и трудах татарских авторов начала ХХ в.: Хрестоматия / Сост., введ. и примеч. Р.Р.Сафиуллина. – Казань: КФУ, 2013. – 248 с.
23.    Кадыйри З. Гыйльме кәлям дәресләре турында мөхтәрәм Хәсән әфәндегә // Шура. – 1912. – №23. – Б.715-718;
24.    Кадыйри З. Гыйльме кәлям дәресләре. – Уфа: Кәримов, Хөсәенов матб., 1910. – 162 б.
25.    Камали З. Фәлсәфәи игътикадия. Фәлсәфәи исламиядән 2-нче кис. – Уфа, 1911. – 227 б.
26.    Камали З. Фәлсәфәи исламиядән Аллаһ гадәләте. Фәлсәфәи игътикадиядән 1нче кисәгенә ляхикъ. – Уфа, 1911. – 56 б.
27.    Курсави Г. Шәрх әл-гакаид ән-Нәсәфи әл-җәдид. – Н.Лобачевский ис. Фәнни китапханә. Кулъязмалар һәм сирәк китаплар бүлеге. – № 604. – Б. 63б–100б.
28.    Курсави Г. Шәрх әл-гакаид ән-Нәсәфи әл-кадим.- Казан, Н.Лобачевский ис. Фәнни китапханә. Кулъязмалар һәм сирәк китаплар бүлеге. – № 841. – Б. 8б–12а.;
29.    Максуди Х. Гакаиде мәнзүмә: Ибраһим Хаккый әфәнденең «Мәгърифәтнамә» әсәреннән. 3 нче басма. – Казан: Харитонов матб., 1905. – 166 б.;
30.    Максуди Х. Гыйбадәтеисламия. – Казан: Татар.кит. нәшр., 1989. – 128 б.
31.    Мантаев, АбузагирАрзулумович. Ваххабизм и политическая ситуация в Дагестане: автореферат диссертации ... кандидата политических наук: 23.00.02. -  2002 // URL: http://cheloveknauka.com/vahhabizm-i-politicheskaya-situatsiya-v-dagestane (дата обращения - 15.04.2013) .
32.    Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850 – 1917 гг.) / Пер. с турец. – Казань, 2005. – 199 с.
33.    Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (ал-Хикма ал-балига) / ШигабутдинМарджани; предисл. и пер. с араб. Д.  Шагавиева. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2008.
34.    Мәрҗани Ш. Ат-Тарика ал-мусла ва-л-‘акыда ал-хусна. – Казан: Чирков хатыны матб., 1890. – 15 б.;
35.    Мозаффаров М. Иҗтиһад вә тәкълид хакында // Әд-Дин вәл-әдәб. – 1915. – № 17–18. – Б. 556-560.
36.    Мозаффаров М. Мәктәпләрдә иман вә игътикад укыту //  Әд-Дин вәл-әдәб. – 1915. – № 17–18. – Б. 524–528.
37.    Мостафа Әхмәдҗан. Тәухид // Дин вә әдәп. – 1915. – № 18.
38.    Насыйри К. Гакаид рисаләсе. – Казан, 1867. – 24 б.;
39.    Насыйри К. Гакаидеисламия. – Казан, 1867. – 23 б.
40.    Радуди Г. Мәнзумәгыйльмехаль. – Казан: Сабах, 1907. – 32 б.
41.    Ситдиков И.М. Иджтихад у Курсави в исламскомфикхе // URL: http://www.e-riu.ru/knldg/prepod_publ/?id=624 (дата обращения - 21.08.2013).
42.    Тәрҗеманов К. Гакаид вә кәлям // Әд-Дин вәл-әдәб. – 1907. – №2. – Б. 45–46.
43.    Түнтәри М.-Н. Тәфсир дәреслеге: Аллаһының барлыгына, берлегенә вә кодрәтенә дәлаләт итә торган төрле ‘аләмәтләр // әд-Дин вә-л-әдәб . – 1913. – № 22. – С.678-688; 1913. –  №11. – С.333-334.
44.    Чокрый Г. Дөрре Гали китабыфарзыгайн бәянында. – СПб., 1903. – 16 с.
45.    Шагавиев Д. Татарская богословско-философская мысль: Курс лекций.- Казань: Институт истории АН РТ, 2008. - 168 с.
Из журнала «Современный Ислам» ныне «Современный мир Ислама»

Похожие новости

ШАРИАТ В РЕАЛИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
История ее жизни вполне в духе восточных сказок - в духе «Великолепного века». 
От Управления по делам религий, Анкара, Турция

Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец