26.09.2017

Новости

ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ КОРАН?

ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ КОРАН?

Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ

Есть священнослужители, которые живут исламом, это их призвание, работа, служение. Они хлеб насущный добывают через поддержку религии.

Есть ученые, понимающие все тонкости Корана, Сунны, шариата. Их удел давать толкования с учетом всей предыстории вопроса и разных мнений, вникать в тонкости аргументации ашаритов об идее предопределения, знать концепцию свободы выбора мутазилитов.

Но есть люди, которые не посвятили жизнь исламу, тем не менее, по-своему ищут истину. У них свой путь к Аллаху.

Невозможно стоять в стороне и ждать чьих-то разъяснений по поводу проблем, которые касаются всех и каждого.

Могут сказать: зачем браться за перо, если ты не богослов и не имам.

Имеешь ли ты на это право?

Но ведь ислам мое существо, моя культура, и если я его хочу понять, то нет другого источника, кроме Корана.

Почему я должен слушать чье-то толкование, а не читать сам – разве кто-то имеет монополию на истину?!

Нет, не имеет!

Говорят: надо знать тонкости, нюансы арабского языка, чтобы понять Коран.

Возможно, это так.

Но загвоздка в том, что сегодня даже само чтение Корана на оригинале есть толкование, потому что изменилась эпоха, люди, язык, значение слов и понятий. Слова живут своей жизнью.

Зубрежка сур Корана – не спасение.

Текст Корана не в состоянии говорить своим собственным голосом, ему нужны интерпретаторы, а интерпретаторы – люди. Каждый в прочитанные слова привносит представления исходя из жизненного опыта и культуры.

Мусульмане живут в разных государствах, в разных условиях. Есть Саудовская Аравия, Иран, Судан, где соблюдают исторический шариат, есть такие страны как Турция, Египет, где законодательство светское, но общество мусульманское, а есть Россия и Европа, где мусульмане живут в христианской среде, не чужой, но иной, составляя меньшинство.

Третье тысячелетие несет с собой совершенно новые требования к человеку и обществу. Мир говорит предпочтительно на английском языке, а дети не вылезают из Интернета. Арабский язык и культура потеряли прежнее значение и привлекательность, они не дают человеку преимуществ.

«Мы не иначе посылали наших посланных,

как говорящими каждый на языке народа своего,

 чтобы лучше объяснять им»

[14:4]

Арабы когда-то наивно полагали, что священная книга была ниспослана на арабском, а Джебраил (т.е. архангел Гавриил) переводил его на их родной язык. На самом деле книга была Пророку «ниспослана» [2:285; 3:7; 5:83], ему снизошло «откровение» [4:163]. Пророк говорил: «Я следую только тому, что мне открыто» [10:15]. Речь Аллаха не сотворена, она не вербализована им самим, но суть ее донесена через Пророка.

Абу Ханифа писал: «Аллах говорит, но не так, как мы. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллаха не имеет ни начала, ни конца и не прерывается, потому что не является ни буквами, ни звуками».

«Его принес верный дух на сердце твое,

 чтобы ты стал проповедником»

 [26:193–194]

Аллах слушает наши сердца, а не то, что на языке.

Значение слов любого языка связано с обстоятельствами, в которых он существует. Значение – это употребление и смысл слов порой понятны лишь в контексте тех условий, в которых они существуют.

Верблюд для араба символ жизни, красоты, благополучия, богатства. Он может женщину сравнивать с верблюдицей, и это не будет оскорблением.

Нам не понять значение верблюда, потому что для нас это животное из зоопарка. Когда мы читаем в Коране «Разве они не обратили внимание на верблюда: как он был создан» [88:17], то не сразу можем вникнуть в значимость этой фразы. Для жителя северных широт это экзотичное животное.

Нам трудно понять строки из Корана, где сказано:

«Клянусь фиговым и масличным деревом»

[95:1],

которые составляли важную основу жизни арабов и совершенно незнакомы для нас. Почему надо клясться этими деревьями?!

Непонятно.

Смысл слов становится явным только при их применении. Каждое слово в языке что-то означает, но понять то, что оно обозначает можно только в контексте той культуры, в которой оно имеет хождение.

В одной из современных статей по исламу говорится, что «человек приближается к Аллаху сердцем. Разум – помощник сердца». Это действительно так, если исходить из сегодняшнего смысла слова «сердце» (калб), но во времена пророка Мухаммеда у арабов сердце считалось вместилищем разума. Стало быть, стремиться к Господу сердцем, по Корану, означает понять его разумом. Сказано:

 «Разве сердца их не способны понимать

 и уши их не способны слышать?

Их глаза не слепы,

но слепы сердца их в груди»

[22:46]

Здесь говорится, что сердце понимает, а не чувствует, как более привычно для нас. Сегодня для нас сердце – это вместилище эмоций, но никак не разума. Поэтому когда мы читаем в Коране:

«Кого Бог хочет направить,

 тому Он открывает сердце для ислама;

 кого же хочет совратить,

 сердце того Он делает стесненным,

 узким и как бы стремящимся подняться к небу»

[6:125],

 то должны понимать, что речь идет о разуме человека, а не о сердце.

Вообще, о сердце, которое упоминается в Коране 133 раза, возникла целая наука, которая имеет свою длительную историю, множество направлений. Различные общины в разные времена вкладывали в него различный смысл, порой прямо противоположный. Значит, знание арабского языка не является гарантией однозначного толкования стихов Корана.

«Степные арабы говорят: мы уверовали.

 Скажи им: нет, вы не уверовали;

 скажите: мы приняли ислам,

потому что вера еще не проникла в сердца ваши»

[49:14]

Коран несет в себе печать той культуры и того народа, которому он был ниспослан. В Священной книге есть такой сюжет: «В это время вошла жена его; она вскрикнула, ударила себя по лицу и сказала: я, старуха и бесплодная?» [51:29]. Люди, воспитанные в европейских традициях, воспримут это буквально – женщина ударила себя по лицу. На самом деле этот жест означает изумление, он характерен для женщин Востока.

Порой язык Корана непонятен в буквальном прочтении. Сказано:

«Человек создан из скорости;

но Я покажу вам знамения Мои,

 и вы не пожелаете ускорить их»

[21:37]

Это всего лишь образ, так же, как описание Судного дня, где встречаются такие слова: «Когда небо растрескается, когда звезды рассыплются…». Понятно, что звезды не могут рассыпаться и небо не может растрескаться, но описанная картина становится более убедительной в такой эмоциональной форме. Точно так же описание рая дается образно.

Мифологизированные сюжеты нельзя воспринимать буквально, они всего лишь элементы образности языка.

Ислам за столетия своего существования оброс множеством сказаний, которые довольно прочно закрепились в сознании людей, хотя и не имеют прямого отношения к Корану.

Наша жизнь кардинально отличается от Средневековой. Сегодня нет рабства и набегов, люди живут не племенами, а нациями.

«Он создал небеса и Землю по истине.

Он посылает ночь за днем и день за ночью;

Он подчинил Солнце и Луну,

 каждое из них совершает путь свой

до определенного срока»

[39:5]

Ряд предписаний Корана сформулированы очень жестко, в категоричной форме, но порой не применимы в специфических условиях. Сказано:

«Ешьте и пейте до времени,

 пока будете в состоянии отличить

на заре белую нитку от черной;

после этого строго соблюдайте пост до ночи»

[2:187]

Как держать пост около полярного круга, где солнце не восходит?

Муса Бигиев, прекрасно понимавший не только букву, но и дух Корана, предложил свое объяснение этой ситуации. Он проанализировал другой аят:

«Пост должен продолжаться определенное число дней»

[2:184] ,

в котором он видит указание для тех, кто живет в таких географических широтах, где невозможно различить день и ночь. На полюсах нет запада и востока и нет зенита, там солнце не восходит и не заходит.

В суть Корана нужно вникать, различая все особенности условий жизни и менталитета носителей культуры той эпохи. Нельзя его читать буквально, так, будто Пророк живет в ХХI веке, нельзя навязывать термины, выработанные в VII веке, нашему обществу.

Возникает вопрос: что же в Коране ситуативное, а что ниспослано на вечные времена и носит универсальный характер? Нельзя в нем все переносить на сегодняшний день. Жизнь арабов VII века не может для нас служить образцом. Это всего лишь история, поучительная, важная, но, тем не менее, история.

В Мекканский период стихи Корана обращены ко всем людям. Сказано:

«О люди, Мы создали вас от мужчины и женщины;

Мы разделили вас на народы и племена,

чтобы вы знали одни других»

[49:13]

Когда-то человечество составляло единую умму Ибрахима. Затем оно разделилось. Появились разные религии и сообщества, которые враждовали и сотрудничали, порой составляли союзы. Возникали империи и распадались. Понятие уммы менялось со временем.

Иджтихад позволяет учитывать эволюцию общества, предлагая современное толкование исламских норм исходя из духа Корана.

  «Все люди сначала составляли одну религию, 

потом они разделились»

[10:19]

Сегодня бессмысленно говорить об иджме (консенсусе) в рамках мусульманской уммы. Все мусульманские страны развиваются как самостоятельные нации, как умма Египта, умма Иордании и т.д.

Другой пример иджтихада. Сказано:

«Он знал, что в сердцах их,

Он ниспослал на них спокойствие

 и наградил их близкой победой

 и богатой добычей,

 которую они захватили.

Бог могущ и премудр.

 Бог обещал вам богатую добычу

и поторопился доставить вам ее;

Он отвратил от вас десницу врагов,

 чтобы это служило знамением для верующих

и чтобы направить вас на прямой путь»

[48:18–20]

В Х веке состоялось явление, которое в мусульманском богословии называется «закрытием врат иджтихада». Критическое, аналитическое мышление было запрещено. Считалось, что все, что нужно уже было разработано богословами. С тех пор мусульмане придерживаются норм Х-ХIII веков, выработанных в рамках четырех мазхабов. А для того, чтобы не следовать предписаниям неудобных аятов мекканского периода, было введено понятие насха. Мазхабы являются продуктом человеческой интерпретации Корана и Сунны. Это не божественное откровение, но им следуют и сегодня.

Сами основатели мазхабов имели разное мнение даже по поводу истинного числа подлинных хадисов, которые, как известно, составляют второй по значимости источник шариата. По словам Ибн-Халдуна, имам Абу Ханифа использовал только семнадцать хадисов, Малик насчитывал их триста, знаменитый Абу Абдаллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухари, составитель самого известного сборника хадисов, доводил эту цифру до семи тысяч, а имам Ахмад ибн Ханбал считал, что их пятьдесят тысяч. В то время иджтихад использовали даже в отношении важнейшего источника шариата – Сунны, а сегодня богословы ограничивают его второстепенными вопросами.

«Степные арабы суть

 самые закоренелые в неверии и лицемерии;

 естественно, что они не знают законов,

ниспосланных Богом пророку Его»

[9:97]

Одно из чудес, созданных Господом, – это многочисленные народы, каждый из которых говорит на своем языке. Сказано:

«К числу чудес Его принадлежит

 создание небес и земли,

 разнообразие ваших языков и цветов.

В этом тоже – знамение для вселенной»

[30:22]

Если бы Господь захотел, то всех бы сделал одним народом, говорящим по-арабски. Но Он этого не сделал. Каждый народ живет своей жизнью. Для него нет избранного мессианского народа или народа-изгоя.

Аллах понимает любой язык.

Человек с ним должен говорить на родном языке, который ближе душе. Разве можно выразить сокровенное на чужом языке?!

«Он знает все, что в глубине сердец»

 [42:24]

«Если бы Господь твой захотел,

 Он сделал бы всех людей одним народом»

 [11:118]

Ни одни народ не вечен.

«Всякий народ живет свой срок.

 Когда этот срок наступает,

никто не может ни отдалить его, ни ускорить»

 [7:34]

Арабы были когда-то одним из самых передовых народов, но их время прошло.

Когда-то и татары правили всей Евразией…

Мусульманская цивилизация не поглощает и не отменяет отдельные народы. Татары волею судеб оказались северным форпостом ислама, окруженного православным миром. В России сложились собственные мусульманские традиции.

Ислам в России всегда был второй религией.

Прямо на глазах разбился устойчивый стереотип о том, будто русские заведомо православные, а татары – мусульмане.

Никто не может претендовать на истину, это прерогатива только Господа.

«Скажи: один Бог направляет к истине»

 [10:35]

Абу Ханифа говорил: «Используйте свое знание практически, ибо знание без практики – безжизненное тело».

Что важнее для Всевышнего – ритуал, церемонии, обряды или внутреннее убеждение? Вопрос, казалось бы, риторический, но почему тогда об исламе больше судят по ритуалам и почему порой обряды подменяют суть ислама?

Ислам был дан свыше для того, чтобы отвратить людей от дикости.

Праведность состоит в том, что люди становятся цивилизованными, культурными, образованными.

Ритуалы заставляют людей постоянно возвращаться к основным заповедям, настраивают человеческое поведение на поиск истины. В этом их предназначение. А сама истина заключена в прогрессе, т.е. развитии наук, технологий, техники, повышении образования, создании справедливого общества и эффективной экономики, в целом росте духовности.

Обряды даны, чтобы облегчить жизнь человека, а не усложнить ее.

Сказано:

«что Пророк послан для того,

чтобы снимать «с них тяжесть их и цепи, бывшие на них»

[7:157]

Сегодня важны не столько запреты, сколько положительные мотивы. Человек во многом действует не из страха, или ради награды, а из духовных побуждений, выбирая наилучший образ жизни.

Первый шаг к праведности – образование, а молитвы и ритуалы только помогают понять значимость образования. Спасение не в ритуалах, а в прогрессе.

Аллах не требует невыполнимого, Он милостив и не налагает на человека того, что ему трудно исполнить. Наложение чего-либо выходящего за грани возможного – это тирания. Все, что излагается в Коране – это легко в отношении сил человека и несет ему пользу. Пророк говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не вызывайте отвращения».

Аллаху не нужно слепое поклонение и чрезмерное следование ритуалам. Пророк говорил: «Аллах не любит ненужного фанатизма и крайностей в проявлении веры». Он не одобрял монашества, он не требовал соблюдения обрядов сверх того, что человек может, он корял тех, кто бежал от земных благ, ради молитв: «Не живите в отдаленных и безлюдных местах, как пещеры, горные высоты и пустыни. Жить в таких местах все равно, что лежать в могиле».

Пророк Мухаммед уделял много внимания ритуалам, но при этом был достаточно гибок. Он говорил: «Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угоднее, чем целая ночь, проведенная в молитве», а ведь молитва считается одной из первооснов ислама. Значит, для настоящего мусульманина нет ничего выше знаний. Причем не только знания Корана, а знаний вообще, различных наук. Пророк говорил: «Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, если бы она и находилась в земле Китая. Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия; а кто же хочет блаженства обоих миров – пусть ищет его в учении и знании».

 Проблема заключается не в том, каким именно образом Пророк одевался, в какое время и как выполнял ритуалы, а вопрос в том, для чего он это делал. Ритуалы, закят, право наследования и другие нормы шариата были нужны, чтобы общество быстрее развивалось.

В исламе меняются нормы, но остается главная цель – справедливость!

 


Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец