26.09.2017

Новости

БУДУТ ЛИ В РОССИИ ЭТИЧЕСКИЕ БАНКИ?

БУДУТ ЛИ В РОССИИ ЭТИЧЕСКИЕ БАНКИ?

Б.С Батаева, профессор кафедры «Корпоративное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», д.э.н., доцент

 После недавнего финансового кризиса, в нынешней международной финансовой системе мало что изменилось. И, остро встал вопрос о путях и возможностях возврата нравственных критериев в финансовую сферу. Представители этически-ориентированного бизнеса ищут пути создания более здоровой (в том числе с точки зрения морали) экономики. По всему миру возникают, хотя и в виде единичных примеров, этические, «зеленые» банки. Растет число фондов социально ответственных инвестиций (этических фондов).

Этические и «зеленые» банки, этические фонды/ фонды социальной ответственных инвестиций, корпоративная социальная ответственность финансовых институтов в целом являются проявлениями масштабного социального движения в сторону большей социальной и экологической ответственности в финансовом секторе. Этические технологии в финансовой сфере развиваются с небольшим отставанием от аналогичных движений в сфере производства, торговли и потребления. Примерами могут служить следующие движения: за справедливую и этическую  торговлю (Fare trade, Ethical trade); этическую идеологию потребления и стиля жизни, с учетом заботы об окружающей среде (LOHAS - Lifestyle Of Health And Sustainability) и пр.

Банкинг и финансы, основанные на этических нормах мусульман, являются частью международного финансового рынка.  Жизнеспособность и устойчивость данных финансовых институтов в период кризиса вызывает  к ним живой практический интерес не только за рубежом, но и в России. Для России исламский банкинг и финансы расцениваются как альтернативные финансы,  представляющие одну из сфер приложения капитала с целью диверсификации рисков. 

В данной статье мы рассмотрим два вопроса:

1) каковы тенденции развития рынка этических финансов в мире и в России: фондов социально ответственных инвестиций и этических, зеленых банков;

2) могут ли исламские банки быть отнесены к разряду этических; каковы перспективы развития альтернативных финансов, включая исламский банкинг и финансы, в России.

РЫНОК ЭТИЧЕСКИХ ФИНАНСОВ, ЭТИЧЕСКОЕ/ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Первоначально этическое инвестирование осуществлялось в соответствии с религиозными или общечеловеческими этическими принципами. Считается, что первый этический инвестиционный фонд Pax World Fund появился в США в 1971 г.  Позже с возникновением и развитием  концепции устойчивого развития социально ответственные инвестиции стали  рассматриваться как инвестирование в проекты, соответствующие принципам устойчивого развития. Рост рынка социально ответственных инвестиций в мире в последние годы обусловлен ростом озабоченности общественности проблемами устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Все больше инвесторов ощущают потребность не только в получении возврата на капитал, но инвестируют в соответствии с этическими или религиозными убеждениями, с точки зрения сохранения экологии и создания позитивных социальных изменений.

Сегодня под этическим/ответственным инвестированием (socially responsible investing (SRI), responsible investing (RI), social investing, socially aware investing, ethical investing) понимается процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций. Важное влияние на рост рынка этического/ответственного инвестирования оказало принятие в апреле 2006 г. инициативы ООН Принципы ответственного инвестирования. Еще одной вехой в развитии ответственного инвестирования стало создание национальных форумов устойчивых инвестиций (sustainable investment forums, SIF). В настоящее время форумы действуют в 12 странах Европы, большинство из которых входят в Европейский форум устойчивых инвестиций, созданный в 2001 г. Report European Fund and Asset Management Association http://www.efama.org/Publications/Public/Responsible_Investment/140228_Responsible_Investment_Report... 

Критерии отбора в фондах социально ответственных инвестиций (СОИ)  зависят от специфики фонда. В настоящее время фонды СОИ делятся на этические и «зеленые», а еще могут быть классифицированы на светские и религиозные. Последние создаются в соответствии с этическим принципами последователей определенных конфессий.

Помимо стран Европы фонды СОИ активно развиты в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Успешно функционируют данные фонды и на развивающихся рынках (например, в Китае, Бразилии и ЮАР).

На российском фондовом рынке СОИ практически не представлены.

 

ЭТИЧЕСКИЕ И «ЗЕЛЕНЫЕ» БАНКИ

 

Ряд зарубежных стран имеет опыт в сфере этического банкинга. Под этическими (социальными, соседскими, гражданскими и пр.) банками мы понимаем банки, которые своею деятельностью способствуют решению социальных проблем определенной соседской общины, учитывают при выдаче кредитов социальные и экологические последствия от инвестирования средств. Эти организации имеют различные правовые формы, но преследуют одну цель: внести свой вклад в экономику, следуя принципам солидарности, социальной сплоченности и устойчивого развития. Деятельность этических банков  пересекается с деятельностью «зеленых» банков, преимущественной компетенцией которых является активность в области экологических инвестиций.

Политика этических инвестиций банка  состоит из 8 пунктов, включая такие пункты как отказ от участия в сделках по продаже оружия представителям диктаторского режима, от инвестиций в табачные компании и компании по производству и продаже натурального меха.

GLS Gemeinschaftsbank (Германия) и Triodos Bank (Нидерланды) выдают кредиты только под «зеленые», социально значимые проекты. GLS Gemeinschaftsbank был основан в Бохуме в 1974г. сторонниками антропософской философии и в настоящее время показывает высокие темпы роста. Банк раскрывает информацию перед своими вкладчикам об объектах инвестирования в отчетах, которые три раза в год публикуются в журнале Der Bankspiegel. 

В Германии действуют и другие этические финансовые институты.  Ökobank из Франкфурта-на-Майне активно поддерживает проекты в странах третьего мира (создан в 1988 г.). Деятельность Pax-Bank в Кельне и Bank für Kirche und Caritas в Регенсбурге направлена на сохранение католических ценностей.  Pax-Bank владеет инвестиционным фондом, который избегает инвестирования в компании, связанные с производством и торговлей оружием, в табачные компании, а также в фармацевтические компании, выпускающие противозачаточные препараты.

Банк окружающей среды – UmweltBank из Нюрнберга, неформально называемый «зеленый банк», специализируется на поддержке экологических проектов. Около 45% его инвестиций направляется на строительство жилья и сельскохозяйственных построек, а остальное – на развитие и освоение альтернативных источников энергии, таких как солнечные и ветряные электростанции. 

Одним из наиболее известных примеров среди этических банков является Grameen Bank (Бангладеш), деятельность которого в последние годы активно обсуждается в мире. Его еще называют соседский или деревенский банк. Grameen Bank начал свою деятельность в 1976 г. в рамках исследовательской программы и трансформировался в независимый банк по правительственному указу в 1983 г. Grameen Bank создавался для обеспечения доступа к финансовым ресурсам жителям далеких бангладешских деревень. В нем разработана система кредитования заемщиков, объединенных в группы из пяти человек, преимущественно женщин, отвечающих солидарно друг за друга. 75% капитала банка принадлежит вкладчикам, а 25% – правительству Бангладеш. Сегодня банк имеет 1195 отделений и 3,4 млн пайщиков во многих странах мира, включая США. Основатель банка профессор Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира в 2006 г. за подвижничество и успешную модель финансирования депривированных слоев населения.

Однако в последние годы отрасль микрокредитования подвергается критике. В результате политического конфликта с правительством в 2011 г. основатель банка был смещен с поста управляющего директора банка. Его отставке послужила и серия самоубийств мелких фермеров в Бангладеш  и в Индии из-за невозможности в результате засухи возврата  заемщиками кредитов.

Еще одним примером этического банка является беспроцентный в прямом смысле этого слова JAK Medlemsbank (Швеция). Это кооперативный банк. В нем действует система накопления баллов за сбережения. Заемщик может получить ссуду, лишь накопив ранее очки за хранение денег. Банк имеет аналоги в Дании и в Германии. Основатели банка исходили из принципа, что ссудный процент способствует порабощению, поскольку деньги переходят от более бедных к более богатым слоям населения. Эта идея перекликается с идеями исламского банкинга.

Этические банки в отдельных регионах мира объединяются в ассоциации. В Европе с 2001 года действует Объединение европейских этических и альтернативных банков (FEBEA- Fédération Européenne des banques Ethiques et Alternatives), которое было создано шестью компаниями: Crédit Coopératif (Франция), Caisse Solidaire du Nord-pas-de-Calais (Франция), Crédal (Бельгия), Hefboom (Бельгия), Banca Etica (Италия) и TISE (Польша).  В настоящее время в FEBEA входит уже 25 финансовых организаций из 11 стран Евросоюза, из них: 11 банков, 6 сберегательных и кредитных кооперативов, 5 инвестиционных компаний и 3 фонда.

Рассмотренные нами в качестве примеров такие разные этические и «зеленые» банки и банковские кооперативы связывает одно – они построили успешные альтернативные модели, в которых совместили получение финансового дохода с учетом этических норм и ограничений и доказали, что "инвестирование по совести", инвестирование в зеленые проекты в наши дни может быть успешным с финансовой точки зрения.

 

ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ И БАНКИ КАК ЧАСТЬ РЫНКА ЭТИЧЕСКИХ ФИНАНСОВ

 

 Исламские финансы основаны на исламских ценностях и определяются принципами исламского права (шариата).  Согласно шариату любая деятельность должна оцениваться с позиции максимизации общественного благополучия  и достижения социальной гармонии (исламский принцип Maslahah - маслаха). Исламские инвестиции должны оцениваться на соответствие объектов инвестирования этому принципу. Если конкретизировать, то согласно шариату запрещены инвестиции в организации, занимающиеся производством и продажей алкоголя, табака, свинины, порноиндустрии, оружия (если оно предназначено не для защиты), организацией азартных игр, а также запрещены инвестиции в традиционные финансовые учреждения.

Исламские инвестиционные фонды являются разновидностью фондов социально ответственных инвестиций (СОИ).  В качестве примеров исламских фондов COИ можно привести следующие: Amana Mutual Funds (Amana Income и Amana Growth)[1], Oasis Crescent Mutual Funds (Oasis Crescent Global Equity Fund, Oasis Crescent Global Income Fund), AlBaraka  General Fund, Faysal Shield Fund и многие другие. Единая статистика по фондам социально ответственных инвестиций исламских стран не ведется.

Как следует из сказанного выше критерии отбора в исламские фонды СОИ за небольшими исключениями совпадают с критериями отбора в традиционные этические фонды западных стран. Основное отличие, помимо запрета на производство и продажу свинины,  касается того, что традиционные фонды СОИ  могут себе позволить покупку инструментов с фиксированным доходом - облигации и депозитные сертификаты, а в исламе разрешено получение дохода не по долговому, а по долевому инструменту финансирования – по акциям. Сущность запрета  на дачу и получение денег под процент («риба») заключается в признании несправедливой эксплуатации, когда хозяин капитала получает процент без учета был ли получен заемщиком капитала доход или убыток.

Еще одно отличие исламских фондов инвестиций касается наличия шариатского совета, осуществляющего надзор за соответствием объектов инвестирования исламскому праву. Аналогичный орган – этический совет из 8 человек – действует только в Суверенном пенсионном фонде Норвегии (бывший Нефтяной фонд). Фонд проводит  инвестиционную политику в соответствии с этическими принципами со времени вступления в силу в 2004 г. Закона Об этике. С этого времени фонд исключил из своего портфеля акции 55 компаний, использовавших детский труд, загрязняющих окружающую среду, замеченных в иных безответственных действиях [6].

Исламские банки вместо выплаты и взимания процентов предлагают финансирование, основанное на принципе партнерства (распределение прибылей и убытков). Партнерство в исламских банках означает, что стороны не платят  и не получают заранее оговоренный процент, а получают вознаграждение в зависимости от результатов инвестирования средств. Доля распределения прибыли между партнерами оговаривается при заключении договора. Кроме того средства, инвестируемые банком или его клиентами, направляются в проекты, не противоречащие исламскому праву. Для соблюдения принципов ислама в работе банка в них также действуют шариатские советы.

Исламские банки помимо основной деятельности предоставляют услуги в виде благотворительных ссуд «кард аль хасан» и ведут закятные фонды (практика некоторых банков). Плата за эти услуги не взимается. Информация о размерах выданных благотворительных ссуд «кард аль хасан» включается в годовые отчеты банков.

Принцип разделения прибылей  и убытков является справедливым с точки зрения религиозной этики не только мусульман, но и представителей других конфессий. В этом смысле исламские (партнерские) банки в большей степени соответствуют принципам социальной справедливости, чем традиционные финансовые организации и банки. Это позволяет отнести партнерские банки к разряду этических.

В последнее время растет интерес к исламскому банкингу и к исламским ценным бумагам, как к альтернативным формам банковской деятельности и финансовым инструментам не в исламском мире. Исламское финансирование  активно развивается в таких западных странах, как Великобритания, США, Франция, Швейцария. «Исламские окна» открыли многие ведущие банки мира: Deutsche Bank, UBS, JP Morgan, BNP Paribas и др. Некоторые европейские страны пошли по пути совершенствования законодательной базы и совершенствования налоговой системы с целью создания условий для их развития. Ведущей страной в этой области является Великобритания, занимающая первое место среди стран Европы по числу фондов социально ответственных инвестиций и первое место среди западных стран по числу исламских банков.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА И ФИНАНСОВ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ В РОССИИ

 Ряд российских банков интересуется опытом применения исламских инструментов. Однако как отмечают эксперты в соответствии с нынешним законодательством невозможно создать банк или «исламское окно», работающее в соответствии с принципами беспроцентного финансирования. С целью преодоления сложившейся ситуации Ассоциацией региональных банков в 2011 г было предложено внести в Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации. Однако данные предложения не были учтены в Стратегии.

Аналогичная судьба постигла и попытку группы ученых из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации внести на рассмотрение в Госдуму ФС РФ законопроект «О финансовой организации - партнере». Разработчиками был использован опыт Турции, где термин «партнерские банки» используется для беспроцентных банков, работающих в соответствии с принципами разделения прибылей  и убытков[2].

Одни считают, что у исламских принципов финансирования в России хорошие  перспективы как у источника финансирования инновационных проектов,  поскольку прямые инвестиции являются одной из базовых форм исламского финансирования. Другие отмечают потребность в продуктах исламского банкинга прежде всего со стороны малого и среднего бизнеса. На формирование спроса уйдет время.  Тем не менее с учетом зарубежного опыта можно утверждать, что распространение в России этических финансов, появление альтернативных этических и «зеленых» банков – это перспектива ближайших лет.

Литература

  1. European SRI Study 2012. http://www.eurosif.org/research/eurosif-sri-study/sri-study-2012 (Дата обращения 25.06.2014).
  2. Стратегия КСО Внешэкономбанка на период 2012-2015 гг. http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksostrategy12-15.pdf.
  3. http://ethicalinvestment.co.uk/Ethical_banking.htm.
  4. Co-operative Bank купит 632 подразделения Lloyds по всей Британии. Дата публикации 19.07.2012. http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3961617.
  5. Хавронин А. Почему не пострадали от кризиса социально ответственные инвестиции в Германии/Радио Свобода. 30.09.2009. http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2172070.html. (Дата обращения 24.06.2014).
  6. Пенсионный фонд Норвегии// Сайт Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Норвегия. http://www.rusnorge.com/?p=966 (Дата обращения 18.10.2012).
  7. Исламские банковские активы Малайзии к 2018 году достигнут 390 млрд долл. http://www.halalpages.ru/faq/print.php?id=2831(Дата обращения 22.06.2014).
  8. Сайт ЗАО «Брокеркредитсервис»: http://bcs.ru/am/pif/fond/fhl.asp (Дата обращения 23.06.2014).
  9. Cайт Национального рейтингового агентства: http://www.ra-national.ru/ratings/p-51bb0874

10.  Программа РБК «Взгляд" на тему «Экономика по законам Шариата», дата выхода 9 июня 2014 г. http://rbctv.rbc.ru/archive/rbc_view/562949991685796.shtml (Дата обращения 22.06.2014).

11. Яхин Э. Сколько в России мусульманских денег?// Информационно -аналитический центр «Islamic Finance Business». http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-23. Дата публикации 15.05.2010. (Дата обращения 25.06.2014).

 



[1] «Аmana» — "вера", "доверие" на арабском.


[2] В настоящее время в Турции действует четыре партнерских банка - это Bank Asya, Kuwait Turkish Participation Bank, Albaraka Türk Participation Bank и Türkiye Finans Participation Bank. Данные банки прежде называли "особыми финансовыми домами", чтобы обойти использование термина "ислам". Их доля составляет порядка 5 % всего банковского сектора страны.




Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец