26.09.2017

Новости

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОСОЗНАННОЙ ВЕРЫ В ВЕРОУЧЕНИИ «ИСЛАМ»

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОСОЗНАННОЙ ВЕРЫ  В ВЕРОУЧЕНИИ «ИСЛАМ»

Латыпов Линар Наильевич,  кандидат   филологических наук, г. Казань

Экзистенциальная философия, и в частности религиозная экзистенциальная философия, исследует не содержание теологии религиозного учения, а содержание религиозного сознания человека. При экзистенциальном подходе значимость представляет не «вера», как принятие чего-то за истину без его глубокого осознания, а важна Вера как результат  трансформации качества и содержания сознания человека, достигнутое индивидуально самим человеком. Экзистенциальная философия задаётся вопросом, как это происходит, и как это связано с экзистенциальными проблемами индивидуального человека, а не глобально всего Человечества.  Согласно мысли Сёрена Кьёркегора: «Вера – парадокс в том, что частность выше универсального… что индивидуум, как частность, выше, чем универсальное» [1]. Вера формируется как качество и содержание сознания индивидуально самим человеком. С экзистенциальной точки зрения, ислам как Вера, есть не только индивидуально ясное знание закона Всевышнего, но и индивидуально верное исполнение его, при полном сознании того, человек несёт ответственность пред Богом напрямую (без посредника, как, скажем, в христианстве «Спасение во Христе»).
«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (2:281, Коран, пер. Кулиев).
Известен классический философский вопрос Лейбница: «Почему вообще есть что-то, а не просто ничто?» [2]. Ислам даёт ясный ответ на этот вопрос. Ответ кроется в истинной природе мироздания. По словам Аль Кинди: «Философия – это знание истинной природы вещей» [3]. В исламе, как ни в какой другой мировой религии, тесно соединены в единое понятие «Вера» как когнитивный аспект вероисповедания человека, так и нравственно-этический. Оба аспекта экзистенциально исходят из одной точки – из индивидуального сознания и души (передаваемых одним кораническим термином “Nafs”) человека. Примечательно, что кораническое слово “Haqq” денотирует однокорневыми словами и понятие истины (“al-haqqu”) и реальности (“haqqatun”). Показательно, что, одним из «прекрасных имён Аллаха» (“ ‘Asma Allah ul Husna”) является “Al-Haqq” («Истина»), имеющее ряд важных значений сигнифитивного плана: «воздание по заслугам, справедливость, должность» [4]. Поэтому своеобразие Священного Корана в том, что весь дискурс его пронизан призывом к человеку  задуматься, размыслить, понять и осознать единый закон бытия, экзистенциализирующийся в реальность мироздания, поскольку только тогда рождается истинная Вера, как высший уровень содержания и качества Сознания:
«Ваш бог — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного. Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей, — во всем этом знамения для разумных людей» (2:163-164, Коран, пер. Османов)
            В исламе Вера есть не смутная интуиция, не мистическое ощущение, а ясно осознаваемое разумом определённое стабильное качество сознания человека – “Iman”. В Исламе любая вера во что-то, помимо Веры в Бога есть идолопоклонство – “shirk”. Это считается самым большим ослушанием указанию Всевышнего. Истинная Вера может быть только верой в единого Бога, так как Всевышним определена экзистенция мироздания, и определён сущностно-бытийный закон как основа существования всякой конкретной «вещи» в общем мироздании.
Поскольку по вероучению ислама Вера есть твёрдое и ясное Знание, Вера всегда когнитивна, т.е. человек ясно осознает, во что он Верует, знает истинность того, во что он Верует, и поэтому свободно подчиняется (“Islam”) установленному Господом сущностно-бытийному закону экзистенциализации бытия мироздания, включающую в себя и индивидуальную жизнь человека. «Вера – это дозволение управлять собой и трансформировать себя тем, что вызывает доверие и поклонение» [5].   
«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое он предписал людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению — таков [закон] истинной веры» (30:30, Коран, пер. Османов).  
              В Священном Коране сказано: “ ’Inna-Diina ‘indallaahil-’Islam” -  
«Воистину, вера Аллаха — это ислам» (3:19, Коран, пер. Османов).
Слово  “Diin” в исламе одновременно обозначает «религию», «ислам», «истинную веру» [6]. В «Словаре Священного Корана» отмечаются следующие (сигнификативных) значения этого слова: «Божий суд»: «[Хвала Аллаху]… властителю дня Суда [Maaliki Yawmid-Diin]»(1:4, Коран, пер. Османов); «религия»«пока не исчезнет искушение и пока религия [yakuunad-Diinu lillaah]целиком не будет посвящена Аллаху» (2:193, Коран, пер. Кулиев); «закон»: «ибо по законам [fii diinil-maliki]царя [египетского] он не мог [без причины] задержать брата, если бы того не захотел Аллах» (12:76, Османов); «повиновение»«Поклоняйся Аллаху… в повиновении [mukhlisal-lahud-diin]» (39:2, Коран, пер. автора словаря Абдулла Надви). По заключению Абдулла Надви, слово “Diin” означает «прежде всего, повиновение, а не религию, как систему веры и поклонения. Следовательно “al-diinu illahi”  означает искреннее и эксклюзивное поклонение и службу Богу» [7]. В «Оксфордском словаре ислама» отмечается, что понятие “Diin” «вбирает в себя верования, мысли, содержание опыта, поведение и поступки… Поэтому ислам, или умиротворенное подчинение Богу в вере, в содержании опыта, в ритуале, в социо-политических и экономических отношениях, называется «путём истины» (“diin al-haqq”), который принимается Богом. Искреннее поклонение никому кроме Него является «прямым путём», установленным для человеческой жизни (“al-diin al-qayyim”)» [8].
 Обыденное сознание – есть сознание, ограниченное узкими рамками причинно-следственных связей экзистенциальных реалий жизни.  Осознание сущностно-бытийного закона Всевышнего, как сущностной основы всей совокупности причинно-следственных связей мироздания, формирует качество и содержание «сознания религиозного». Экзистенциальная практика религиозного сознания – создаёт качество Веры. Вера – есть сознание сущностно-бытийного закона Всевышнего как наивысшее возможное Знание (“al-Ma‘rifah”). По словам Габриэль Марселя, «сознание – есть декомпрессия бытия» [9], то есть сущностное раскрытие бытийной истины от Господа. Жизнь человека есть непрекращающаяся работа сознания и души (“Nafs”) по поиску  верного пути, который может привести к счастливой жизни. Только верный жизненный путь может быть истинно Счастливым. Часто некая внутренняя интуиция, или совесть, подсказывает человеку, что он не на верном пути. Попытка осознания этой метафизически не подконтрольной человеку «обеспокоенности» (кьёркегоровский экзистенциалий “Angst”, исламское “Khawf”)  есть первый шаг к знанию истинно Верного пути (“Siraat al-Mustaqiim”) жизни. Г. Марсель отмечает, что, «как любая истинная обеспокоенность (т.е., скажем, обеспокоенность, которая не просто смутное сознание функционального расстройства), метафизическая обеспокоенность может найти успокоение только в знании» [10]
Согласно сократовской философии, совесть подсказывает, что не следует делать, но не указывает на то, что надо делать. Экзистенциальный выбор верного пути тем самым остаётся за самим человеком. Вероучение ислама ясно показывает, что правильный выбор возможен только при знании сущностно-бытийного закона Всевышнего. В Священном Коране, показывающего по воле Господа, направление «Верного пути» (“Siraat al-Mustaqiim”), эта истина аллегорически передана следующим образом:
«Он — тот, который сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Да, Мы разъяснили знамения для людей, познавших [истину]» (6:97, Коран, пер. Османов).
Как известно, «Метафизика» Аристотеля начинается словами, что все люди по своей натуре желают знать [11]. Но аристотелевское понятие знания не ограничивается актом эмпирического формального знания, а является раскрытием сущностно-бытийной основы исследуемого объекта во всей реальности её проявлений [12]. Думается, что именно поэтому ранне-исламские философы столь внимательно изучали философию Аристотеля, как философскую методику работы по раскрытию высшей сущностной истины.
«Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (22:54, Коран, пер. Кулиев).
Экзистенциальная задача человека исполнить предписанный Творцом индивидуальный экзистенциальный долг в определенной Господом временно-пространственной точке (хайдеггеровский “Dasein”) мироздания, строго следуя «Прямому пути» (“Siraat al-Mustaqiim”)согласно предустановленному  сущностно-бытийному закону Всевышнего.
«Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Так поклоняйтесь Ему: это и есть прямой путь"» (3:51, Коран, пер. Османов).
Для того чтобы познать этот закон в полной мере и осуществить в истине Богом дарованное бытие в конкретную экзистенцию, человечеству был ниспослан через Пророка Мухаммада Священный Коран.             
«Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью]» (2:185, Коран, пер. Османов)
Согласно учению ислама, человек рождается в этот мир уникально таким, каким его определяет (с определёнными физическими данными, интеллектуальными способностями, склонностями, особенностями характера и пр.) к экзистенции Воля Господа – и именно в (неслучайно) установленном Всевышним “Dasein” ему предписано экзистенциализировать бытие согласно сущностно-бытийному закону Всевышнего :
«Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь» (87:1-3, Коран, пер. Кулиев).
В определённом смысле можно сказать, что ислам это не столько «религия», сколько осознанный  образ жизни (modus vivendi) под именем “Islam”. Содержание и качество сознания, и образ жизни в исламе составляют единое целое. Люди, находящиеся в состоянии незнания Божественного закона жизни именуются в исламе “ihsan jahili” – «люди, находящиеся в неведении». Согласно вероучению ислама, сущностно-бытийный закон может быть раскрыт в максимально возможной для человеческого сознания полноте только в Вере, как в высшей форме познания. Еще раз обратим внимание на то, что «арабское слово “Iman”, которое передаётся на английский язык как “Faith” («Вера»), на самом деле означает «знать, верить, быть уверенным без малейшей тени сомнения». Вера (“Faith”), таким образом, является твёрдой верой (англ: belief), возникающей из знания и убеждения» [13]. Вера даёт людям совершенное знание, поскольку Вера есть знание осуществления жизни в каждом конкретном экзистенциальном акте согласно самим Господом мироздания (“Rabb al-’Alaamin”) ниспосланной истине необходимости актуализации бытия согласно сущностно-бытийного закона Всевышнего. «Знание, пишет Бердяев, – есть событие в бытии» [14]. Только сущностно-бытийное знание может носить  форму со-бытия, поскольку абсолютная истина  – целостна в своём единстве (в пространстве всеединства принципа “Tawhid”), а таковой может быть лишь божественная Истина – “al-Haqiqa”. По сравнению с целостным знанием в Вере, всё прочее жизненное знание не может претендовать на совершенство, в силу своей фрагментарности.
            «Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем [веление опять] восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет. Он — Тот, кто знает сокровенное и явное»(32:5-6, Коран, пер. Османов)
Обыденное знание жизни (т.е. определённый накопленный опыт жизни) не трансформирует принципиальное качество сознания. Только совершенное целостное знание может трансформировать сознание человека. «Истина, – отмечал Кьёркегор, – является трансформацией субъекта [человека] внутри себя» [15].  Священный Коран показывает, что таким знанием является истина Божья о сущностно-бытийном законе экзистенции, а Вера есть индивидуально приобретенное твёрдое знание необходимости экзистенциализировать Богом данное бытие согласно этого закона.
«Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (22:62, Коран, пер. Кулиев).
-------------------------------
1.       Kierkegaard, Soren. “Fear and Trembling” and “The Sickness Unto Death”, Doubleday & Company, Inc., Garden City, 1954, р. 65.
2.      Macquarrie, John. “Twentieth Century Religious Thought”, Harper & Row, Publishers, New York and Evanston, 1963, p. 355.
3.      Al-Kindi, “On First Philosophy” (“Fi al-Falsafah al-Ula”) in “Al-Kindi’s Metaphysics”, State University of New York Press, Albany, 1974, p.55.
4.      Omar, Abdul Mannan. “The Dictionary of The Holy Qur’an”, Noor Foundation-International Inc., Hockessin, 2003, р.131.
5.      “Encyclopedia of Religion”, ed. Vergiliuus Ferm, Philosophical Library, New York, 1981, p. 270.
6.      Bewley, Aisha. “Glossary of Islamic Terms”, Ta Ha Publishers, London, 1998, p. 141.
7.      Nadwi, Abdullah Abbas. “Vocabulary of the Holy Qur’an”, Iqra International Educational Foundation, Chicago, 1996, р. 195-196.
8.      Esposito, John L. “Oxford Dictionary of Islam”, Oxford University Press, 2003, p. 68.
9.      Marcel, Gabriel. “The Philosophy of Existentialism”, The Citadel Press, Seacaucus,  1977, Harper Torchbooks, New York, 1962, p.62.
10.  Marcel, Gabriel. “Homo Viator. Introduction to a Metaphysic of Hope”,      Gateway Edition, Henry Regnery Company, Chicago, 1960, p.138-139.
11. “Metaphysica”: in McKeon, Richard (ed.) “Introduction to Aristotle”, The University of Chicago Press, Chicago and London, 1973, p. 277.
12.  Veatch, Henry. “Aristоtelism” in “A History of Philosophical Systems”, ed. Vergilius Ferm, The Philosophical Library, New York, 1950, p. 112-113. 
13. Al-Khudrawi, Deeb. “A Dictionary of Islamic Terms”, Al Yamamah, Damascus –Beirut, 1995, р. 28.
14.  Бердяев, Николай. «Лев Шестов и Киркегор», в кн. «Диалектика Божественного и человеческого», ООО «Издательство АСТ», Москва; «Фолио», Харьков, 2003, с.596.

15. Kierkegaard, Soren. "Concluding Unscientific Postscript to Philosophical Fragments", "Princeton University Press", Princeton, 1992. -  v.I, p.38.



Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец