26.09.2017

Новости

ФАЛСАФА ИСЛАМИЙА – ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ

ФАЛСАФА ИСЛАМИЙА – ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ

ФАЛСАФА ИСЛАМИЙА – ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ

Зияэтдин Камали  (1873-1942гг.)

Публикация из журнала «Современный ислам», в 2014 году  переименован в «Современный мир ислама»

***

Л.И. Алмазова,  старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ, кандидат философских наук  


***

Зияэтдин Камали (1873–1942) – теолог и общественный деятель, окончил философский факультет университета ал-Азхар. Несмотря на лестное предложение Мухаммада Абдо остаться на преподавательской работе в университете, в 1904 году он вернулся на родину. В 1906 году в Уфе он открыл высшее мусульманское учебное заведение – медресе «Галия», которое успешно работало вплоть до 1919 года. Зияэтдин Камали обладал знаниями, охватывающими весь комплекс религиозных предметов, был прекрасным оратором, свободно владел арабским, персидским, турецким языками, мог объясниться на русском, немецком и французском языках. Стремясь донести свои идеи обновления религии, в 1909–1911 годах ученый издает труд «Фалсафа исламийа», состоящий из нескольких книг, где предпринимает попытку рационализации мусульманской веры. Это первое и, пожалуй, единственное многотомное философское сочинение, написанное в Волго-Уральском регионе нашим соотечественником.

В годы Гражданской войны З. Камали занял позицию неприсоединения к военно-политическим баталиям и в дальнейшем был настроен критически к идеологии и политике большевиков. С 1923 по 1936 год ученый работал кадием ЦДУМ1. В 1937 году арестован по обвинению в создании контрреволюционной, панисламистской повстанческой организации с целью свержения Советской власти и осужден на семь лет тюрьмы, где и умер в 1942 году.

Читателю предлагаются фрагменты из первой части книги «Фалсафа исламийа» – «Философия веры». Первый из них посвящен проблеме эволюции в религии и в исламе, а второй представляет собой толкование к последнему, шестому стопу веры – о предопределении с его добром и злом. Богослов подходит к вопросу с нетрадиционной точки зрения. Он обосновывает тезис о свободе воли (ихтийар), не нарушая при этом религиозных установлений исламского вероучения.

 

 

Прогрессируют ли религии?


Точно так же, как все в этом мире прогрессивно развивается, прогрессируют и религии. Приведу исторические доказательства по этой проблеме, имевшие место в действительности.

I

Законы человеческого существования и то, в чем испытывает необходимость человек в своей жизни – все это находится в состоянии постоянного изменения и соотносится с уровнем культуры: если культура примитивна, то и жизнь людей, соответственно, находится на низком уровне, а их потребности минимальны. Если культура более развита, то многое становится необходимым, и общество нуждается в большем количестве законов для успешного течения жизни. По мере развития культуры увеличиваются потребности, усложняются законы. Это аксиома, наблюдаемая в процессе повседневной жизни людей.

В свою очередь, религии – это божественные законы, составленные для улучшения и совершенствования физического и духовного существования людей. Поэтому совершенно естественно, что так же, как согласно вселенскому закону стремления к совершенству, развивается право в соответствии с возрастающими нуждами и уровнем культуры, так же естественно будут развиваться, расширяясь и уточняясь с течением времени, и божественные законы, именуемые религиями.

II

Если взглянуть на историю окружающей нас природы, то все: растения, минералы, одушевленные существа находятся в процессе становления своего совершенства в соответствии с законом стремления к полноте и завершенности. Уродливые формы, неприглядные образы согласно этому закону или уже обрели красоту, или находятся на пути к прекрасному. То, что нужно на этой земле, живет, а то, в чем исчезает необходимость, исчезает, по-прежнему пребывая во вселенском потоке устремленности к совершенству.

Точно так же наука о Земле и астрономия доказывают, что планеты, звезды и солнца переходят из одного состояния в другое в соответствии с законом развития, направляющего все мировые процессы к совершенству. Небесные религии – это законы, предназначенные для принятия разумом и совестью людей, живущих в окружении природы, которая день ото дня развивается в соответствии с законом совершенствования. Отсюда следует вывод, что разум, мыслительные способности, чувства и самосознание тоже развиваются. Вот поэтому прогресс и развитие религий оказываются естественным процессом.

III

Из педагогической науки известно, что воспитание и обучение должны осуществляться сообразно способностям воспитуемого (обучаемого) к восприятию. Физическое воспитание надлежит реализовывать в соответствии с теми нагрузками, которые способен выдержать организм, воспитание души – в соответствии с уровнем ее развития, воспитание мышления – сообразно с возможностями разума. Таким образом, медленно происходит постепенное продвижение от простого к сложному, и далее к еще более сложному.

Например, приемы воспитания и обучения для детей в начальной школе сравнительно просты, а методика воспитания детей в средней школе уже сложнее, чем в начальной; на подготовительных курсах в высшие учебные заведения обучение уже намного обширнее. А в высших школах, дающих глубокие универсальные знания, приемы обучения, будучи сами по себе развитыми и научно разработанными, основаны на приоритете духовности и разума.

Точно так же небесные религии – это воспитательные законы, ниспосланные для приучения людей к благовоспитанности Его Превосходи­тельством Господином Миров, являющимся самым истинным воспитателем. Согласно религиозному учению весь земной мир представляет собой воспитательный дом, своеобразную школу или медресе. Люди в этом воспитательном доме не более чем ученики, получающие воспитание. Пророки, посланники [Аллаха] – это благословенные наставники учителей, которые воспитывают людей с помощью священных законов. Если это так, то совершенно ясно, что религии и существующие в религиях законы постоянно прогрессивно развиваются, ибо содержание воспитательных законов для людей определяется уровнем развития их разума, мыслительных способностей и культуры. Само существование Господина Миров становится очевидным по этим его проявлениям и плодам этих проявлений.

IV

Представитель каждой из небесных религий признает существование отмены или замены одних религиозных положений другими (насих), а если и не признает, то бывает вынужден согласиться с этим под воздействием убедительности доказательств.

Считать истинной замену одних религиозных законов другими (насих) – это значит признавать, что этот новый закон, сменивший отмененный или прекративший свое действие древний закон, оказывается более совершенным и лучше отвечающим потребностям настоящей эпохи. Это, в свою очередь, означает полное признание того, что религии развиваются. Говоря кратко: «если согласиться с тем, что имеется отмена одних религиозных установлений другими, то это одновременно влечет за собой и признание эволюции в религиях».

V

Взглянув без пристрастия истинным взором на мир человечества в древности, каждый вынужден будет признать, что человек в момент своего появления на земле отличался от животных лишь чуть большей сообразительностью. Он представляет собой жалкое зрелище: совершенно нагой, без всякого покрова на своей блестящей коже и без осознания функциональных возможностей своего тела. У него даже не возникает мысли о том, чтобы прикрыть те или иные части своей плоти... Так и стоит первобытный человек в этом саду, скрываясь от солнечного жара под раскидистыми кронами деревьев, не имея никаких знаний об огромном мире. Его разум развит меньше, чем сообразительность вороны, и он не может подсказать, что требуется человеку, и как этого достичь. У него есть лишь глаза, чтобы видеть, и органы слуха, чтобы внимать... И так человечество провело пору своего младенчества.

Несколько позже человек, постепенно становясь хозяином собственного сознания, начал извлекать уроки из опыта взаимодействия с окружающим его миром, и так провел свою стадию отрочества.

На третьей ступени человечество, приступив к осуществлению своей миссии наместника Аллаха на земле (халифа) и научившись противостоять в соответствии с законом борьбы за существование природе и ее агрессии, вступило в эру совершеннолетия,

И, наконец, человечество переходит на свой четвертый уровень, когда человек поистине становится правителем – наместником Аллаха на земле, а природа, со всеми ее скрытыми законами, покорно склоняется перед ним в поклоне. В это время перед людьми начинает открываться неосознаваемая доселе, скрытая сторона природных процессов, духовности и рациональности. Свидетельство этому – вся история человечества, останки древних памятников и те события, которые прошли перед нашими глазами.

Совершенно очевидно, что религия человечества в период младенчества находилась на начальной стадии развития и представляла собой ее наиболее облегченный вариант. Пришедшие на смену первоначальным верованиям религии второго периода, несомненно, становятся более развитыми, а на третьем этапе, естественно, будут превосходить предшествующие. Нет никаких сомнений в том, что божественные религиозные законы, установленные в четвертую эпоху, окажутся намного совершеннее и полнее всех тех, что были прежде. «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удовлетворился для вас исламом как религией» (сура «Трапеза», 3-й аят). Я предоставляю возможность читателям самим сделать выводы из этого Коранического аята и судить, насколько он подтверждает мои предшествующие доводы.


Существует ли развитие в самой религии ислам?


Поскольку исламская религия является естественной религией, появившейся в соответствии с существующим во Вселенной порядком, то нет никаких сомнений в том, что она возникла прогрессивно развивающейся, в полном соответствии с законом стремления к совершенству. Нет необходимости приводить в подтверждение этого логические доводы. Самым ясным доказательством являются различия, имеющиеся в религиозных законах ранних мекканских сур в сравнении с ниспосланными после переселения [Пророка] (хиджра) мединскими сурами. Исламская религия поначалу проповедовала лишь с помощью фразы «Нет бога кроме Аллаха». Несколько позже ислам стал призывать к изменению устоявшихся представлений в таких вопросах, как природа божественности, пророческая миссия, загробное существование. Коротко говоря: всем мусульманам известно, что если в Мекке была ниспослана одна лишь религия (дин), то в Лучезарной Медине были открыты как религия, так и усовершенствованные законы (шари'а). Все вероучение ислама построено именно на этом2. Семи-, восьмилетние дети в начальной школе изучают религию в со­ответствии с убеждением о том, что развитие религий в целом является установленным фактом. Не свидетельствует ли о высоком уровне религиозных убеждений мусульман и об их осведомленности в этих вопросах то, что в начальной школе рассмотрение данного пункта происходит на том же уровне, что и в высшей школе, где изучаются история религий, философия религии и философские науки?


Возражения

 

Всевышний Аллах – существо совершенное, а творение совершенного существа должно быть так же совершенным. Раз так, то религиозные законы должны были с самого начала быть совершенными. Не будет ли подобное развитие религии согласно закону совершенствования несовместимо с совершенством Аллаха и не станет ли это унижением религии?

Ответ


Древние религии, ниспосланные с небес, для своего времени были самыми совершенными. Если бы они глубже и шире раскрывали существо вопросов, то это противоречило бы их совершенству. А раз так, то сие нисколько не принижает религию. С самого начала религиозные законы основывались на законах совершенства. Однако тот факт, что самая последняя из религий также не является пределом совершенства, вовсе не противоречит совершенству Аллаха, а скорее, свидетельствует о недостатках, имеющихся у людей в их способности постигать. Таким образом, специфика мусульманской религии – это еще одно проявление совершенства Господина Миров.


Второе возражение

 

Утверждение о том, что «религии развиваются», означает, что развиваются также основные догматы религии (усул ад-дин) и столпы веры (му`мин бихи). Однако ни прибавление, ни уменьшение самих догматов религии и столпов веры невозможно. Из этого следует, что предположение о развитии религии совершенно недопустимо.


Ответ


Те из законов, ниспосланных Господом Богом, что призваны сохранять человеческую жизнь, душу, собственность, честь, права, межличностные и социальные отношения, именуются «шариатом»; те же законы, что направлены на очищение человеческих душ и на их воспитание называются «религией» (дин). В применении к человеческому опыту религия состоит из вероубеждения (и'тикадийат, му`мин бихи), религиозного поклонения ('ибада), благих деяний (фада`ил а'мал) и доброго нрава (ахлакъ хасан).

Развитие шариата является единогласно признанным фактом. Возможно, не существует тех, кто отрицал бы это.

Развитие в вероубеждениях и в догматах веры тоже является неопровержимым фактом. И оно действительно имеет место. К примеру, в символах веры существуют следующие утверждения, составляющие основу убеждений мусульманина: «все писания, ниспосланные Аллахом, истинны», а также «все Пророки истинны». Эти темы не затрагивались в религии Адама, мир ему, поскольку все представители божественных религиозных учений (за исключением нескольких почтенных ученых мужей) говорят, что «до Адама, мир ему, не существовало другого более древнего человека, древнее его не было пророка, не было шариата, небесных книг». И совершенно очевидно, что утверждение об истинности несуществовавших пророков и книг не могло быть догматом веры. Таким образом, лишь после появления пророков и книг, ниспосланных Аллахом, когда люди жили уже во второй и третий периоды своей истории, вера в эти книги и пророков была включена в состав символов веры.

Если посмотреть на то, что представляет собой само вероубеждение, то его развитие и эволюция в настоящее время подтверждаются хотя бы тем, что имеются различные формы веры: это и следование таклиду, и рационально обоснованная и доказанная вера...; доказательства, в свою очередь, также делятся на сильные и слабые. Причем по сравнению с верой, основанной на авторитете традиции, вера, доказанная рациональными аргументами, является более прогрессивной. И в этой форме веры более прогрессивным является то, что доказано неопровержимо, а не то, что подвергается сомнению. А превосходит все это то, что мы можем утверждать, исходя из данных, полученных с помощью органов чувств и личного опыта.

Так один из догматов веры – «добро и зло – все от Аллаха», являющийся убеждением мусульман, пришлось включить лишь после того, как было выдумано несправедливое убеждение о том, что «добро совершается одним Аллахом, а зло исходит от другого Аллаха», и включено для его опровержения.

Хоть и существует закон о том, что поклонение должно совершаться только в отношении Аллаха, тем не менее, совершенно очевидно заметны специфичные детали в отправлении культа, изменяющиеся с течением времени. Сравни, к примеру, культ древних пророков с исламским поклонением, и ты тут же увидишь разницу.

То же касается и доброго нрава. Повеления человеческого нрава, будучи приобретаемыми, формируются в результате воспитания. От того, насколько хороши законы воспитания в том или ином обществе, зависят распространение и прогресс в сфере нравственности. Потому неоспорим факт развития религии, которая является ничем иным, как законами воспитания. Достаточно взглянуть на историю человечества, чтобы заметить истинность данного утверждения.

Благие деяния: ни одна религия не установила предела в свершении прекрасных деяний, и эта область находится в постоянном развитии. Прогрессивные изменения, несомненно, коснулись и обучения самим основам вероубеждений. Например, в древних божественных книгах Создателя, Аллаха Всевышнего именуют «отцом», а возлюбленного Всевышним Аллахом человека называют «сыном Аллаха». Так случилось потому, что чрезвычайно сложно было объяснить чувственно воспринимающим людям того времени эзотерические истины. Для того чтобы народ не стал путать и буквально воспринимать эти имена, религия ислама ввела вместо понятия «отец» имя Создатель или Творец (халикъ), а вместо понятия «сын Аллаха» – «возлюбленный Аллахом» (хабиб Аллах, халил Аллах). Конечно, смысл оставался прежним, однако нет никакой нужды говорить о том усовершенствовании, которое привнес ислам в понимание сущности этих понятий по сравнению с более ранним их толкованием.

Из этого следует, что и в самих символах веры имеется прогрессивное развитие.


 Изменения в сфере религиозных законов (шариат), перемены и замены (насх)


Одним из наиболее часто используемых обвинений в адрес духовенства со стороны атеистов является вопрос «насха», или отмены тех или иных религиозных установлений.

Они говорят: «Судя по всему, религия считает «насх» вполне закономерным явлением. В свою очередь, «насх» – это замена установленных и применяемых в прошлом законов новыми. Это из разряда того, что с утра говорится одно, а позже, когда некто убеждается в ложности сказанного, слова исправляются и меняются на другие. А это есть не что иное, как плод невежества и небрежения.

Возможно, это законы, составленные самими людьми.

 Законы составляются в соответствии с потребностями и нуждами времени, позже, когда в них отпадает потребность, эти законы заменяются на более пространные и хорошие».

Что можно сказать о насхе при таких возражениях? По отношению к кому можно говорить о насхе? Если за насхом признается право на существование, то в сфере каких законов он может применяться? Подтверждают ли законы природы принцип насха? Подтверждается ли существование насха небесными религиями? В чём польза насха? Вот на эти вопросы я и дам ответы.


Что такое насх? И по отношению к кому он применим?


 Насх – это изъятие из употребления или изменение тех или иных законов шариата, которые видятся людям абсолютными.

В отношении Всевышнего Аллаха никакого насха нет и быть не может, поскольку все божественные законы перед Аллахом определены границами, своим предназначением и пользой. Нет ни одного закона шариата, имеющего абсолютный характер. Раз так, то по отношению к Аллаху насх нельзя даже вообразить. Опять же, для того, чтобы случился насх, должно возникнуть противоречие и противодействие между двумя законами, а это противоречивое столкновение законов, в свою очередь, неизбежно влечет за собой признание небрежности и невежества его создателя. По отношению к Аллаху же признание состояний невежества и небрежности невозможно. А раз так, то к Аллаху понятие насха неприемлемо. Насх приемлем только лишь в отношении людей. В силу ограниченности знаний людей все законы кажутся им абсолютными и вечными. Таким образом, если эти, кажущиеся вечными, законы будут изменены Аллахом или объявлены «законами, имеющими временное значение», то в этом случае в отношении человеческой жизнедеятельности мы вынуждены признать существование насха.

Коротко говоря, насх не применим в отношении Аллаха. Насх имеет место лишь в отношении людей.

Таким образом, возражения материалистов неприемлемы, поскольку они основаны на признании существования насха в отношении Аллаха. Однако насх, имеющийся в отношении людей, не противоречит тому возражению, которое приводили материалисты, поскольку противодействие, контрасты, невежество и небрежность – все это применимо к людям.


Мир природы и насх


Если мы присмотримся к тому, что существует в мире природы, то заметим, что все постоянно изменяется и перетекает из одной формы в другую, из одного образа в иной. Весь мир существует благодаря постоянному изменению; например, мы собственными глазами видим, что растения, травы и деревья, животные, обладающие душой, живут в соответствии с законом изменения и переходят из одного состояния в другое. Особенно это заметно при наблюдении через микроскоп – мир микробов живет в соответствии с законом изменения каждую минуту, более того, каждое мгновение.

Согласно данным наук о природе мир появился в результате бесчисленных миллионов последовательных процессов и изменений. Например, в начале этого мира он представлял собой текущий поток энергии, в котором в бескрайнем пространстве клубилось бесчисленное количество элементарных частиц-атомов. Позднее эти атомы начали сталкиваться и перемешиваться друг с другом, и так продолжали свое движение. Соединившись, два атома начинали обладать большей силой и мощью, вследствие чего привлекали, притягивали к себе уже большее количество частиц. По мере присоединения все большего количества частиц, образовавшиеся в результате этого шары обладали все большей силой притяжения, и постепенно в бескрайнем пространстве формировался непомерно огромный шар.

Позже от того, что этот шар начал очень быстро вращаться, он нагрелся и превратился в жидкое пламя и продолжал свое движение в этом состоянии. Из-за слишком сильного вращения от этого огромного шара жидкого пламени стали отделяться подобные ему образования. Эти новообразования подчинились силе притяжения главного шара. Первый шар стал благодаря имеющейся у него силе притяжения неким центром для вращающихся вокруг него новых образований. Этот большой шар и является Солнцем, более мелкие, отделившиеся от него образования – это звезды, сформировавшиеся из солнечного вещества. Земля, которую мы населяем – это тоже осколок пламени, отделившийся от Солнца. Однако от длительного вращения в холодном бескрайнем пространстве Земля стала остывать и, в конце концов, покрылась сначала тоненькой корой, а затем эта кора начала утолщаться. Позднее образовались туманы и моря, и на планете, представлявшей первоначально одно только пламя, появилась вода. Постепенно стали расти травы, зазеленели луга, и планета, бывшая ярко красной, стала покрываться зеленым бархатом растительности. И на этой планете, на которой на протяжении тысяч эпох существовала полыхающая пламенем жара, стала возникать живность. И вот появился правитель Земли – человек, который сам вышел из этого пламени. И он, выпятив грудь, высокомерно воскликнул: «Я – наместник на всей Земле!»

О, господин, читающий эту книгу! И вы, и я, пишущий эту книгу, каждый из нас достиг уровня избранных мира сего, однако мы лишь сейчас стали избранниками. А ведь мы существовали и тогда, когда мир представлял собой отдельные атомы, в то время мы и были теми атомами. Мы на самом деле были и тогда, когда атомы группировались и собирались в шары, и в ту пору мы были этими сплоченными атомами. Мы были и теми огромными шарами, пылающими целые вечности, однако и тогда мы представляли собой огонь, возможно, мы были и теми быстрыми молниями, сверкающими голубыми и зелеными всполохами пламени. Мы были и в то время, когда Земля отделялась от Солнца и постепенно остывала, однако в ту пору мы были минералами. И в то время, когда Земля была прахом и грязью, мы были этим прахом и грязью. А позже были травами и растениями, порожденными этой Землей. Пройдя эту ступень, стали плотью животных. Пройдя через воплощение в виде плоти или растения, мы стали питательной жидкостью. Пройдя и эту стадию, мы превратились в сперму. После того перешли на следующий уровень и стали сгустком крови, далее – приняли форму в виде костей, облаченных в мясо и скрепленных сухожилиями, весом шесть – семь фунтов: это стало тем образом, который составил в дальнейшем все человечество. И вот дальше по-прежнему наши тела изменяются и развиваются и доходят до того уровня, чтобы читать и понимать или писать эту книгу.... Поразмысли-ка над этим!

Мы были рождены из пламени в результате воздействия бесконечного могущества естественного отбора (сунна илахийа) и продолжаем жить на этом пламени. Однако мы такие беспечные! И мы не осознаем своей беспечности! Наше положение весьма интересно! Предположим, что некто сможет в вечно горящую печь поместить голубку и вывести из яйца голубки ее потомство. Нет никакого сомнения, что все мы замрем от изумления и, глядя широко раскрытыми глазами на такого человека, будем чтить его. Однако постигаем ли мы всю глубину доброты и милости Господина Миров, породившего и нас самих, и окружающие нас растения, и животных из пламени? Пытаемся ли мы от всей души совершенствовать себя в соответствии с его повелениями? Нет!..

Итак, мы смогли принять этот приятный человеческий вид в результате многих тысяч воплощений в различных обликах, изменяясь и развиваясь в соответствии с законом стремления к совершенству. Такое наше постепенное становление является совершенно очевидной истиной, доказанной свидетельствами науки и наших чувств. И этот закон изменения и перемен и есть сам насх в действии. А раз так, то само наше проявление в мире происходит с помощью закона изменения – насха! Если некто не отрицает собственного существования, то он не может отрицать и существования насха. В то же время каждый, без сомнения, сам осознает свое бытие, а значит вынужден признать неизменное наличие насха.

В соответствии с тем, что в природе правит закон «борьбы за существование», некоторые звенья природных сообществ, проигрывая в этой борьбе, прекращают свое существование, их жизнь вычеркивается из законов природы, а их место занимают другие сообщества. В некоторых климатических зонах правит жара, как на экваторе, а позже происходит переворот, и начинает властвовать холод. Огромное количество животных превращается в окаменелости, которые сегодня мы видим в музеях. Многие мелкие представители водной фауны теперь превратились в драгоценные камешки и используются ныне в виде украшений. Очень много ярко-зеленых и пышно растущих лесов превратились в камень и стали углем. Современные машины, пароходы, заводы работают на каменном угле, бывшем некогда теми самыми деревьями. Об этом свидетельствует геология – наука о земных пластах, история природы и древние останки.

Таким образом, все существующее в мире природы изменяется и переходит из одного вида в другой вид, из одной формы в другую. Один закон прекращает свое действие – начинает править другой. Кто-то проигрывает в этой всеобщей борьбе, кто-то побеждает, вырывается вперед, занимает место побежденного; полезное живет, бесполезное прекращает свое существование. Вот это и есть изменение, тот самый насх: по мере прекращения действия одного закона, его место занимает следующий. А это значит, что все в мире природы живет в соответствии с правилом насха – универсальным законом перемен.

Исходя из вышеизложенного абсолютно ясно, что в мире природы существует насх. Вероятно, само бытие природы возможно лишь благодаря насху. А раз так, то совершенно естественно, что и ниспосланные человеку законы шариата подвержены изменениям, ибо сам человек существует в природе, в которой правит насх, да и сам он появился благодаря насху.

 

Замена, обусловленная шариатом. Небесные законы

 

Наличие насха – это истина, которую не может опровергать ни один последователь божественных религий, потому что во всех религиях невольно присутствует насх, что совершенно очевидно следует из всех священных религиозных книг. Например, если заглянуть в Тору, то можно увидеть следующее: Адам, мир ему, женился на святейшей Еве, бывшей плотью от его плоти, точно так же он переженил всех своих детей друг на друге. Получается, что в шариате или законах, данных Адаму, мир ему, имелось правило, согласно которому «допускается и признается женитьба на кровных родственниках». Это правило, в свою очередь, отменяется в последующих законах. Например, Моисей, мир ему, в своих законах сказал: «Противен Богу тот, кто взойдет на ложе со своей дочерью». Так же в Торе, в ее части Бытие, в 29 разделе, стихах 15–30 говорится, что Иаков, мир ему, взял в жены у одного из своих близких по имени Лаван двух дочерей – сестер: сначала он женился на старшей – Лии, а затем на младшей – Рахиль. Поэтому мы можем сказать, что в законах Иакова, мир ему, имелось положение о том, что «разрешается женитьба одного человека на двух родных сестрах». И вот, этот закон был впоследствии отменен (насх) Моисеем, мир ему.

Моисей, мир ему, установил правила цивилизованного разрешения таких проблем, как ведение войн, развод, многоженство, возмездие за причиненный ущерб здоровью и жизни. В законах Иисуса, мир ему, имеются примеры насха. Поскольку в Евангелии, переданном Матфеем, в пятом разделе, в тридцать первом абзаце Иисус, мир ему, говорит: «В древних книгах сказано (т.е. в книге Моисея, мир ему): кто разведется с женой, пусть сделает это письменно [т.е. даст ей разводную]. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею3, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Таким образом, Иисус, мир ему, отменил закон Моисея, мир ему, согласно которому развод являлся дозволенным.

Кроме того, Иисус в Евангелии, переданном Матфеем, в 5 разделе, в 38 абзаце говорит следующее: «Вы слышали, что сказано (в книгах Моисея): око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам4: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Так Иисус, мир ему, своим обязательным предписанием всепрощения перечеркнул категорическое приказание Моисея, мир ему, требовавшее неотвратимости возмездия за преступление. И еще, Иисус, мир ему, в Евангелии от Матфея, в пятом разделе, в тридцать третьем – тридцать седьмом абзацах говорит: «Моисей сказал в своих книгах5: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того – злонамеренность»6.

Вот в этом отрывке Иисус, мир ему, отменил узаконенное правило принесения клятвы.

Совершенно очевидно, что Иисус, мир ему, отменил сами основы законов пророка Моисея, касающиеся ведения войны, отмщения за смерть, развода, принесения клятвы.

Исламский шариат все эти вопросы (отмщения, развода, войны, многоженства, безопасности) зафиксировал в несколько смягченном варианте, стремясь при этом к тому, чтобы их решение не вступало в противоречие с принципом целесообразности и блага и ограничивалось определенными условиями. Итак, совершенно определенно ясно, что насх присутствовал в отношении законов Адама, Иакова, Моисея, Иисуса, да благословит их Аллах и приветствует. Это свидетельствует и о том, что самой последней, по времени появления, религии – исламу так же присущ насх. Нет никаких оснований для обид между духовенством, представляющим различные религии, имеющие божественное происхождение. Совершенно очевидно, что в книгах каждой из них [иудаизм, христианство, ислам] наличествует насх.


Насх – шариат – законы культуры


Мы уже отметили, что небесные религии и законы, предписываемые этими религиями, развиваются в соответствии с принципом стремления к совершенству. Однако насх не относится к вероубеждениям и постулатам, касающимся божественного, и он не применим к этим явлениям, поскольку в самом Господе Боге и в его высшей сущности невозможны ни изменения, ни прекращение действия каких-либо свойств и атрибутов. И в вероубеждении, касающемся всего этого, невозможны никакие перемены. А значит, невозможен и насх. А раз все это так, то в основах веры все религии едины, един и их духовный настрой. Лишь по вине умозаключений некоторых людей из разряда тех, кто «стремясь подвести брови, выкалывает глаза», по их невежеству или в силу присущей им склонности сеять вражду, в религию вошло заблуждение о том, что в своей основе религии различны. Однако истинно знающие помнят, что в своей основе религии, переданные посланниками, едины.

Сам насх действительно имеется лишь в отношении «законов шариата»7. В одно время действует один закон, в другое время, когда он начинает входить в противоречие с принципом предпочтительности благого [социального блага], этот закон изменяется, и на его место приходит другой закон. Это и является тем импульсом, который способствует усовершенствованию законов шариата.

То же самое можно сказать про те законы, которые могут подвергаться насху, что «законы шариата временны или имеют значение, ограниченное определенным промежутком времени». Так законы, имеющие значение лишь при определенных условиях, относятся к разряду временных. Временные законы устанавливаются и исполняются; позже, когда они начинают входить в противоречие с общим благом, их изменяют, и появляются другие, более полезные и действенные. Все это не считается неправильным в отношении законов управления государством, а рассматривается как мероприятия, помогающие успешному правлению. Точно так же и в божественных установлениях, в которых если и были приняты некоторые временные законы, то принятие других еще более верных и точных законов и отмена прежних не свидетельствует о недостатках религий; возможно, это божественные мероприятия, направленные на улучшение в соответствии с пользой и мудростью.

 

Естественно-природный насх, насх в шариате

 

Мы выяснили, что насх, бесспорно, имеет место в мире природы и её законах, а также, что насх присутствует и в законах шариата. Поэтому для насха, который имеет место в природе, я буду применять словосочетание «естественный насх», а для насха в законах шариата – «насх в шариате».


Польза от насха для природного мира


Если бы в природе не существовало насха, то мир сейчас представлял бы собой бесконечное пространство, наполненное потоком энергии. Не смог бы возникнуть мир физических тел. Не существовало бы ни солнц, ни звезд, ни лун, ни Земли, ни земных растений, ни животных, ни людей, ни даже названий всего этого. Само существование Господа Вечно Сущего было бы в скрытом состоянии, не было бы самого имени Аллах, некому было бы принести весть о нем; скрытый за бесчисленным числом завес Он был бы известен лишь самому себе...! Вот какой была бы эта эпоха.

Да прозвучит благодарность за установление законов насха в природе; ибо именно в результате действия закона насха и возник мир. В свою очередь, при посредстве природных изменений достигается прогрессивное развитие мироздания, эволюция: то, что имеет недостатки, достигает совершенства, все процессы, протекающие в мире, происходят в соответствии с основоположением о стремлении к красоте и совершенству. Лишь по причине действия насха Господь Бог смог из скрытого правителя превратиться в явного. Вот вам и насх в природе! Вот вам и польза!

 

Польза от насха в сфере шариата

 

Божественные законы, составляющие содержание тех или иных шариатов, строятся в соответствии с нуждами и потребностями людей и являются их помощниками. Они формируются в зависимости от того, насколько способен вместить эти законы разум людей, насколько хватает их образованности, насколько готово к этому сознание, мыслительная способность, ибо эти законы создаются для того, чтобы наиболее доступным способом дать ключ к раскрытию людских душ. Что бы произошло, если те же законы, которые были составлены для эпох, когда разум людей не был развит, а знания были весьма ограниченны, если эти несовершенные законы, призванные быть таковыми исключительно в соответствии с пользой для обучения и воспитания людей того времени, оставались бы теми же и в те эпохи, когда происходит переход в сторону духовности, когда целью становится развитие благочестия? Для жизни людей эти законы стали бы подобны поперек лежащим тяжелым бревнам и чугунным преградам, мешающим продвижению вперед. Короче, законы шариата с необходимостью стали бы препятствием на пути прогрессивного развития.

Из-за наличия насха в сфере шариата законы шариата постоянно росли и развивались. От решения мелкого и незначительного количества вопросов переходили к кругу проблем, имеющих всеобщее значение. Из области, имеющей отношение к отдельному роду, перешли к общечеловеческому масштабу. От уровня учета потребностей частного блага перешли к решению проблем всеобщего блага. Тяжелые для исполнения законы облегчались или заменялись более легкими и ясными правилами. Вместо того, чтобы быть препятствием на пути к прогрессу, законы менялись так, чтобы, напротив, ему способствовать.

Вот он – насх в законах! Вот его польза!

Таким образом, совершенно очевидно, что возражения материалистов в адрес религиозных деятелей абсолютно необоснованы. Не имеют оснований и обиды и распри между представителями тех или иных конфессий. Опять же, мир природы сам является главным свидетельством существования насха. И в шариате насх очевиден, и в этом случае он представляет собой действие закона стремления к эволюции, прогрессу и совершенству.

Отсюда следует, что религии и священослужителям недостатки вовсе не присущи.


Существует ли в аятах Великого Корана замена одних положений другими или вообще отмена тех или иных предыдущих решений?


Тот Священный Коран, который в наши дни держит в руках и читает каждый из трехсот миллионов мусульман, состоит из шести тысяч двухсот сорока шести аятов8, ста четырнадцати сур. Этот Великий Коран и есть те божественные законы, ниспосланные Аллахом людям, и эти повеления будут существовать вечно вместе со всеми аятами, словами и буквами. Никакая отмена невозможна. На эти мои слова некоторые говорят, порождая споры: «В Коране встречаются разные решения одной и той же проблемы. Эти решения противоречивы и опровергают друг друга. Раз так, то, видимо, в том Великом Коране, который вы держите в руках, имеются отмененные аяты, утратившие свою силу». Вот на эти самые вопросы я и пишу свой ответ.


Различные уровни решения тех или иных проблем 

в Священном Коране


Люди проживают в различных климатических условиях: некоторые в холодном климате, некоторые в жарком, некоторые в умеренном. А также люди живут под влиянием различного окружения: одни в культурной среде, другие в дикости, некоторые правят, иными управляют... Кроме того, на жизнь людей оказывают известное воздействие беды и возникающие со временем недостатки, появляющиеся в соответствии с природой человека: болезнь, старость, бессилие, немощь... Здоровье, сила, мощь и природа людей различны... Их материальные и духовные интересы также неодинаковы.

Поэтому всеобщие законы, созданные для столь разнообразных по внешнему виду, темпераменту и склонностям сердец представителей человечества, никогда не могли строиться по одному шаблону.... Поскольку цель законов – воспитание людей, то они должны быть согласованы с природными установлениями, тем самым способствовать сохранению мирового порядка, и, кроме того, законы должны обеспечивать духовную пищу для каждого человека в соответствии с уровнем его духовного развития. Таким образом, если бы основной закон, установленный для всего человечества был одинаков для всех, то он противоречил бы как законам природы вообще, так и законам природы человека... Он шел бы против порядка, царящего в мироздании... Он никогда не мог быть использован на практике.

Великий Коран вместил в себя все законы природы, учел всю возможную целесообразность, в нем Всезнающим Всевышним Аллахом ниспосланы такие божественные законы, которые подходят для воспитания людей, живущих на Земле в любых климатических условиях и находящихся на различных уровнях развития. Поэтому совершенно естественно, что и интересы людей будут находиться на разных уровнях, сообразуясь с их природными склонностями. Вот для чего основополагающие законы, имеющиеся в Благородном Коране. Они, сообразно степени развития и интересам людей, взвешивают на весах [истины] разрешенное и желанное, возмездие, наказание и прощение, силу и слабость, установив в качестве мерила общественное благо и личную пользу.

Некоторые особы, не проникнув в философию и духовную сущность различий в уровнях фундаментальных законов, установленных в Священном Коране, пришли в недоумение и поняли так, опираясь на свое разумение, что здесь присутствует противоречие и несоответствие... Для устранения этих мнимых противоречий и несоответствий они ухватились за понятие насха. Так они попытались избавиться от противоречий и несоответствий, заявляя, что тот или иной аят отменен. Они приписали этому Божествен­ному закону, именуемому Великим Кораном, не присущие ему свойства человеческого... Тогда как в Великом Коране нет никакого противоречия, как нет и установлений с противоположным значением... В совершенном Слове Всевышней Божественной Сущности такое само по себе невозможно. Таким образом, в Священном Коране нет ни одного отмененного аята. Наличие в Коране установлений различного уровня понимания обусловлено лишь упоминавшейся выше мудростью и философией.

<…>

 

Аллах и божественные предписания

 

 

Мусульмане веруют, что «Аллах создал всё, что было, и всё, что будет. Каламы прекратили писать, чернила высохли, судьба всех вещей и человека записана на Хранимой Скрижали. Все вещи охвачены знанием Аллаха». И если это так, то в знании Аллаха уже определено то, кому быть неверным, а кому – верующим. И знание Всевышнего совершенно не изменяется. Все вещи и события возникают во времени в со­ответствии с этим божественным знанием.

Поэтому божественные предписания оказываются бессмысленными: злым он даст богатства так, что зла в них станет еще больше, а затем он накажет их. Это похоже на то, как откармливают домашних животных, а затем забивают их на мясо. А ещё это напоминает ситуацию, когда некто вырыл глубокую яму, в которую упал кто-то другой, и тот, кто её вырыл, бьёт того, кто попал в яму, приговаривая: «Не падай в яму, не падай!». И ещё это напоминает, когда кто-то напоил другого ядом, а после этого принялся мучить отравленного, приговаривая: «Почему пьёшь? Не пей! Не пей!». Во все времена люди в своих размышлениях приходили к таким сравнениям. И теологи всегда давали ответы на такие вопросы. Я тоже написал небольшой ответ на этот вопрос.

Согласно воззрениям религии ислама человечество сотворено свободным. Это относится не только к свободе во всех действиях, но означает также и полную свободу совести и убеждений. Если человек желает. Человеку дана абсолютная свобода быть неверующим или быть благодарным верующим (Скажи: «Истина от Господа вашего. И кто желает, то пусть верует, и кто желает, пусть не верует.»). Аллах никого не заставляет уверовать в него (нет принуждения в религии). Он установил универсальный закон, согласно которому счастье и благополучие каждого человека вверено его усердию и упорству. (И ей то, что приобрела она, и с неё то, что приобрела она – и не возлагается на человека ничего, что не было бы ему по силам.) Всё человеческое счастье он привязал к мирозданию посредством действующих в ней законов (Клянусь временем. Человек ведь в убытке. Кроме тех, кто уверовал, и творят добро.) И эти установленные законы все до единого являются божественными. Они вечны. Это и есть та самая божественная Скрижаль. Неизменны во веки веков. Поэтому свободы, о которых говорилось выше, даны изначально, то, что было написано божественным пером уже высохло, и оно совершенно неизменно. Вот в вечности течения времени все феномены и ситуации возникают согласно законам свободы. Свобода человека в том, что он может выбрать неверие и обречь себя на страшные муки, или, если пожелает, пусть верует и приведёт себя к вечному счастью. Это полностью в его власти. Как видим, нет места для обид на Всевышнего Аллаха. Пусть каждый человек обижается на самого себя. Поэтому это не похоже на откармливание животных для последующего их забоя. Ибо люди по своей воле нарушают заветы Господа, ввергая себя в зло и бедствия.

Что касается знания Аллаха, то известно, что оно связано или согласовано с известным. Поэтому он не создает информацию по закону принуждения.

Все божественные предписания являются добровольной обязанностью, возложенной на свободный разум и свободную совесть человека. Он научил избегать путей зла и не падать в ямы гибели. Он научил человека путям святости и счастья и показал людям законы вечного счастья. Поэтому противоречие, которое было показано выше, не присуще религии ислама.

 

Аллах, свобода человека и воспитание

 

Выше уже говорилось о том, что Всевышний предоставил всем людям свободу. Так что он знал, что люди будут творить зло. Но, если Аллах предоставил свободу, зная, что она будет использоваться человеком во имя зла, то это противоречит тому, что Аллах является святым воспитателем. Тогда каков же смысл того, что Господь является Господином Миров? Такой вопрос естественно возникает в душе человека.

Ответ таков: предоставление полной свободы человеку при знании того, что он будет творить зло, не означает того, что Всевышний не является праведным воспитателем. Ибо Всевышний Аллах даровал человеку силу разума, благодаря которому он способен отличить добро от зла. Сама природа человека пропитана силой, которая позволяет ему привлекать к себе добро и отстраняться от зла. Хотя он сотворил человека стоящим как бы на распутье между направлением ко злу и направлением к добру, он, тем не менее, одарил человека внутренней силой, которую мы называем совесть. Она во все времена привлекает человека на свой суд. Только она показывает человеку путь праведности и добра. Она старается не допустить человека на путь зла. Совесть стыдит человека, заставляет его краснеть, устрашает его наличием какой-то сверхъестественной карающей силы, заставляет содрогаться сердце и тело и другими способами пытается удержать человека от всего плохого.

И если Господь охватил детей Адама столь эффективными законами, посредством которых он поддерживает, помогает и охраняет его, то имеем ли мы право заявлять, что Всевышний не является благим наставником?

И если человек сам погружается в пучину порочной морали и поведения, вопреки подаренным ему врожденным силам, состоящим из столь совершенных законов пользы и мудрости, то уместно ли и не стыдно ли роптать на Аллаха, говоря: «В чём смысл того, что Аллах является Господином Миров?». Но он дал свободу. Ибо если нет свободы, то вознаграждение и наказание теряют смысл.

 Немало случаев, когда небольшие недостатки, маленькое зло оказываются причиной для великого совершенства. Это подобно тому, когда на одежду попало маленькое пятно грязи и это становится причиной для стирки всей одежды, после чего удаляется не только пятно, но, как будто, уничтожаются и скрытые от взоров душевные пороки. Так порой маленькие недостатки становятся причиной преодоления великих грехов и приводят к возникновению совершенства. И становятся великим уроком для окружающих.


 


Примечания

 

1.ЦДУМ – Центральное духовное управление мусульман.

2. В частности, при изучении древнейших религий говорят: «Все ниспосланные Аллахом книги – истинны. Всего их 104, четыре из них – самые великие. Великие: Таурат, Забур, Инжил, Великий Коран. Остальные дошли до нас в виде правил, записанных на отдельных свитках. Адаму, мир ему, было ниспослано 10 листов… Существование данного пункта исламской веры является показателем отношения мусульманской религии к религиям вообще. – З.К. Ислам признает божественность предшествующих авраамичесих религий  иудаизма и христианства, подтверждая, соответственно, истинность их письменных источников: Таурата (Торы), Забура (Псалмов Давида) и Инжила (Евангелия). Нередко упоминается еще один не сохранившийся источник – ас -Сухуф – Свитки Авраама. Мусульманская традиция наряду с признанием истинности данных книг настаивает на том, что Коран превосходит все остальные, поскольку предшествующие источники потеряли свою первозданность и были искажены в процессе вследствие многократного переписывания.

3. В Евангелии от Матфея приводится часть этой фразы, опущенной у З. Камали: «…кроме вины любодеяния».

4. У З.Камали пропущено: «Не противься злому».

5. В оригинале: «Еще слышали вы, что сказано древним».

6. В оригинале: «А что сверх этого, то от лукавого».

7. Имеются в виду социальные установления.

8. По поводу количества аятов Корана имеется пять или шесть версий. Однако, несмотря на различие мнений, я привожу данные подсчетов из Корана, в 1320 году изданного в Стамбуле благотворительной типографией. – З.К.

Источник:

Камали З. Фалсафа исламийа – Иттикад фалсафасы/Философия ислама – Философия вероубеждения.– Уфа: Шарык матбагасы, 1909.

 


Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец