26.09.2017

Новости

ОШИБКИ В ПОНИМАНИИ КОРАНА «О СОТВОРЕНИИ ЖЕНЩИНЫ»

ОШИБКИ В ПОНИМАНИИ КОРАНА «О СОТВОРЕНИИ ЖЕНЩИНЫ»

ОШИБКИ В ПОНИМАНИИ КОРАНА «О СОТВОРЕНИИ ЖЕНЩИНЫ» и немного о мужчине

***

(© Р. Гайсин: прошу обратить внимание, “Адам” – чисто татарское разговорное – Әдәм-кеше!

Это значит, — на заре зарождения человеческой расы татары были и, татарское  слово “Әдәм” вошло во все Священные писания.

Әдәм белән Һава...)

***

Переводил и подготовил к изданию труды Мусы Бигиева –  Айдар  Хайрутдинов, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана (г. Казань), кандидат философских наук. 

***

         Муса Джаруллах Бигиев (1875-1949) — выдающийся религиозный мыслитель и общественный деятель. Прошел полный курс исламского образования, обучаясь в Средней Азии, Турции, Египте, Хиджазе, Сирии, Индии  и Афганистане. В 1904 году вернулся в Россию. В годы Первой русской революции принимал самое активное участие в политическом движении российских мусульман, много публиковался в российской мусульманской периодике, занимался преподавательской деятельностью, написал большое количество богословских и религиозно-философских трудов.

В наследии этого философа и религиозно-общественного деятеля отражена большая часть явлений, составляющих  основу религиозного реформаторства: перевод Священных писаний  на национальные языки, упрощение и рационализация религиозного культа, возрождение свободомыслия посредством иджтихада, критика таклида, переосмысление основных исламских догматов, рационализация фикха и актуализация  шариата,   решение женской проблемы и др.

Будучи приверженцем возрождения ислама на основе рационального осмысления и сознательного принятия религиозных ценностей, М. Бигиев в отличие от многих мусульманских интеллектуалов не являлся сторонником  заимствования западной системы этических ценностей. По признанию М. Бигиева, мусульманам нет необходимости учиться мудрости у Запада, поскольку в древней мусульманской литературе присутствует комплекс идей и мыслей, которые принято считать достижением западноевропейской философской мысли Нового времени.

Ошибки в понимании Корана «о сотворении женщины» и немного о мужчине

 

С точки зрения ислама, история жизни уходит в глубокую древность, но не потому, что ветвь человечества как  более прогрессивное звено отделилась от древа животного мира, а потому, что человек с самого начала творения был создан в его сегодняшнем облике.

Глава исследователей хадисов,  хадрат [хадрат — во многих мусульманских странах форма почтительного обращения к уважаемому человеку.  — А.Х.] ‘Абд ар-Раззак сообщил в своё время следующий хадис: «Воистину Аллах сотворил Адама по своему подобию (аля суратихи)». Этот хадис подтверждает положение о том, что с самого начала творения Адам был создан в нынешнем облике.

«Воистину, Аллах сотворил Адама по образу его. И даровал  Адаму разум. Значение этого таково: Он сотворил его в той форме, которую создал для него. И не переходит он в иные состояния в своём возникновении. И не повторяется периодами в состоянии. Но Он сотворил его совершенным, превосходящим все предшествующие творения”.

Учёные не пришли к единому мнению в толковании  этого хадиса, но, несмотря на это, приведенный комментарий является наилучшим.

Предание «Воистину, Аллах сотворил  человека (инсаан) по (аля) Его  облику (суратихи) Милостивого (Рахмаан)» не противоречит нашему толкованию. Ибо сочетание (идаафа) со словом «милостивый» означает почтение и возвеличивание. И если в силу несопоставимости  кого бы то ни было по совершенству и  красоте с человеком его облик был обобщён  выражением «облику Милостивого», то и это приемлемо.

«Уже сообщалось, что Бог сотворил Адама по Его Милостивого облику, и это слово [Слово «рахман» — эпитет Аллаха, — переводится на русский язык  как «милостивый». — А.Х.] является дополнительным указанием на его святость и благородство, ибо Аллах создал его таки, что ни одно творение не может сравниться в ним в совершенстве и красоте».

                                     __________________

На 143-й странице 2-го тома “Мекканских озарений” досточтимый Мухитдин Ибн Араби пишет о хадисе «Воистину Бог сотворил  Адама по облику Его» следующее: «Если какой-либо мусульманский философ задаст подобный этому вопрос, то мы ответим  ему так: Это местоимение [в сочетании « ’аля сурати-хи» слитное местоимение «хи» может быть отнесено как к Аллаху, т.е. «по Его (Аллаха) облику», так и к Адаму, т.е. «по его (Адама) облику». — А.Х.] означает самого Адама. И Адам не сможет изменить свой первоначальный облик и не сможет превратить своё небольшое тело в более крупную форму».

                                               ________________

Рассказывая об истории обживания земной тверди, невозможно обойти вопрос о появлении человеческого вида. Тогда вспоминается вопрос сподвижника пророка Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Бог сотворил Адама ростом в шестьдесят локтей. И Он не ошибается в творении и в красоте, и в росте».

Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани пишет в книге «Фатх аль-Бари»:  «Подтверждается это тем, что существует сейчас из следов предыдущих народов, таких, как, например, самудиты. И воистину, жилища их указывают на то, что их рост не был значительно выше требуемого прежним порядком вещей. Нет сомнения, что их эпоха прошла очень давно и что время, которое было между ними и Адамом, меньше времени, лежащего между ними и первым (человеком) этой  (нашей) уммы. И для меня  сейчас не очевидно,  что эта форма уменьшается».

Эти слова досточтимого имама Ибн Хаджара являются  научно обоснованными  и весьма разумными. Жилища, пещеры, в которых жили древние люди, совершенно определённо свидетельствуют о том, что их рост был равен росту современных людей. Явление уменьшения (интикаас) роста и красоты есть божественный обычай (сунна илахийа), что несколько противоречит (мухаалиф) твёрдо установленному (саабит) в мироздании  закону постоянного прогресса, закону непрерывной эволюции (даими тараккий).

Если каждое живое существо (maujuud) постоянно эволюционирует, то может ли человек, являющийся венцом творения (ghaya kamaaliyya), претерпевать регресс (tadanniy)?

В этом хадисе, кроме всего прочего, имеются и другие противоречия:  локоть, о котором упоминается в нём,  принадлежит самому человеку. Если бы рост первочеловека Адама был бы равен шестидесяти его исполинским локтям,  то облик такого Адама был бы весьма отвратителен, в силу огромного роста и слишком коротких для такого роста рук.

Если бы упоминался не человеческий локоть, то следовало бы указать размер  локтя. Иначе хадис оказался бы бесполезным, поскольку нет пользы в мере длины, исходный размер которой неизвестен.

Верно, если бы  выражение звучало подобно такому священному аяту, как: «после этого в цепочке её локтей заключено семьдесят локтей», то в этом случае не было бы нужды в определении  размера локтя. Ибо в аяте  преследуется лишь цель указания большой длины, и здесь было  уместнее  не указывать  длину локтя. Аят предлагает максимально  подробное  изложение. А хадис сообщает о некоей исторической  истине, и если бы он не определял размер, то преследуемая в нём цель не была бы достигнута.                             ___________________

Если бы мне было предложено  очистить  наследие учёных, цитирующих предания древности  от пустых измышлений (аухаам) или восстановить  истинный смысл (танзиих)  пророческих изречений, то я, конечно же, не колеблясь, выбрал бы второе. Но не за счёт отказа от упоминания цепочки лиц, последовательно сообщивших то или иное предание и не путём обвинения передатчиков преданий.  Источники и документы достоверны. Передатчики преданий честны  и они не будут преднамеренно лгать. Но, как бы там ни было, в их изложении могут присутствовать серьёзные искажения. Иначе,  при наличии слуха, не было бы необходимости в разуме  человека.

Исламский философ Абу аль-Аля сказал об очищении высказываний Пророка следующее: «Говорят, что существуют люди, чей рост подобен ветке финиковой пальмы, и что существуют  люди  ростом с вершок.  Но это не есть слово, изречённое языком Пророка. Это скорее ложь, содержащаяся в иудейских преданиях, или то, что дошло до нас из фантазий прежних народов и далее кочевало из уст в уста. Позднейшие люди стали пересказывать такие сообщения  как историческую реальность и, в итоге, такие россказни вошли в круг высказываний Пророка. Поэтому совершенно необходимо очистить их от подобных вымыслов».

                                     ______________________

Итак, мы изложили свои мысли о появлении на Земле человека, и, как нам кажется, они достойны того, чтобы быть признанными правильными. Естественно,  люди вспомнят и о проблеме сотворения Евы и припомнят, какие общепринятые суждения об этом  имеются в мусульманских книгах. Поэтому мы, надеясь оказать полезную услугу  всем искателям  истины,  изложили  здесь и наши мысли по этой проблеме. Вероятно, мусульманские читатели  будут рады  этому и будут судить своим умом, свободным от грязи  таклида.

В школе детям на уроках естественной истории  и Священной истории  как в качестве чисто богословской проблемы, так и в виде реального события преподаётся, что Ева была сотворена из левого ребра Адама. Мухаддисы в своих хадисоведческих трудах и толкователи Корана единогласно  утверждают, что аят: «и сотворил из нее пару его» подразумевает, что «Ева сотворена из левого ребра Адама».

Это положение в качестве мировоззренческой догмы и  исторической истины  признаётся, словно бы по единогласной договорённости, во всех мусульманских книгах. Все без исключения великие и не очень комментаторы  Корана, мутакаллимы, факихи, мухаддисы, писатели единогласно повторяют эти слова.

Работая над этими строками, я обратился к большим и малым комментариям Корана-тафсирам, к толкованиям  хадисов и увидел, что во всех повторяются одни и те же слова.

Меня удивляет то, каким образом могли учёные ислама прийти к единодушному согласию  в толковании, которое совершенно не соответствует духу Священного Корана? Не является ли величайшей невнимательностью и халатностью (musaahala) толкование аятов Священного Корана посредством слов, ошибочность (butlaan) которых обнаруживается через несколько мгновений размышления над ними? Не является ли толкование священных аятов посредством безосновательных  утверждений, которые проистекают из пустых  измышлений и домыслов (wahm),  преступлением (jinaayya), сопоставимым, ни много ни мало, с полным аннулированием (ibtaal) Священного Корана?

Если бы частица «мин» («из») в выражении аята: «Ва халака минха зауджаха» («сотворил из неё пару её») служила лишь разделению на части  и, соответственно, слово «минха» («из неё») имело бы при этом значение «мин дыльгиха» («из ребра ее»), то в этом случае каков был бы смысл следующих священных аятов:

1) «Ва мин айатихи анна халака лакум мин анфусикум азваджан» («Из Его знамений, что он сотворил  для вас из вас самих пары»);

2) «Аллаху аль-лази халака кум мин загфин» («Аллах, который сотворил вас из слабости»);

3) «Халака аль-Инсана мин ‘аджлин» («Сотворил человека из поспешности»);

4) «Лакад мин Аллах аля аль-муминина из ба’аса фихим расулан мин анфусихим» («Аллах уже направил им из них самих посланника»);

5) «Лакад джа’акум  расулун мин анфусихим» («Уже пришел посланник из них самих»)?

После всего этого может ли первый священный аят иметь значение: «Он сотворил для вас жён из левого ребра»? Будем ли мы искажать  и другие священные аяты посредством этих известных тафсиров?

Разии [М.Бигиев подразумевает известного имама Фахраддина Рази и ему подобных богословов—авторов толкований Корана. — А.Х.], претендующие на то, что  могут вывести  десять тысяч проблем из суры «Фатиха» [«Фатиха» («Открывающая») — первая глава Корана, состоящая из семи коротких аятов. — А.Х.], и пишущие огромные тафсиры, кадии [знатоки мусульманского права, выступающие в качестве шариатских судей. — А.Х.], усердствующие без меры в вопросах рецитации-кираа, орфоэпии и калама и горлопаны, смело заявляющие, что во всём мире не найдётся комментария, сравнимого с их комментарями Священного Корана, и факихи, заключившие Священный Коран в узкие рамки своих мазхабов, — если бы все эти люди, толкуя аяты Священного Корана, были бы хоть чуточку осмотрительнее и внимательнее, то, конечно, всё было бы намного лучше. Ведь нет сомнения в том, что внимательность и осторожность  необходимы для того, чтобы не комментировать священные аяты Благородного Корана вопреки  истинному положению вещей, обманываясь внешним видом тех или иных слов, содержащихся в древних преданиях.

                                               _________________

Верно, что этот хадис, выражения которого в некоторой степени соответствуют толкованиям мусульманских учёных,  встречается в самых надёжных сборниках хадисов, как, например, труды  Бухари и Муслима, и он действительно изречён языком Великого Законодателя,  благословил Его Аллах и  приветствовал, чтобы стать каноном для мусульман. Но величию мусульманских учёных ни коим образом не соответствует толкование коранического аята при помощи хадиса,  имеющего совершенно другое значение и никак не связанного с ним.

И этот хадис таков: «Со слов Абу Хурайры, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний День, воистину,  тот не доставляет неприятностей своему соседу и обращается с людьми по-доброму. И воистину, они (женщины) созданы из ребра. И воистину, самое искривлённое место его (ребра) — его начало. И если решишься выпрямить его, то поломаешь. А если оставишь его как есть, то не совершишь ошибку. Обращайтесь же с людьми по-доброму» (согласованный хадис).

Этот, по общему мнению, достоверный, почтенный  хадис был изречён Великим Законодателем с целью наставления общины его последователей, чтобы мужчины не притесняли женщин, соблюдали  их права, прощали им их недостатки (qusuur) и даже переносили  доставляемые ими неудобства.

Иными словами, Пророк говорит, что  человек, верующий в существование  Аллаха и в Судный день, никогда не будет притеснять и угнетать  других. Он повелевает нам учесть и принять это, и быть добрыми  с женами. Природа женщины своеобразна, подобно кривизне ребра. Если с силою станешь выпрямлять его, то поломаешь, то есть возникнет разлад и конфликт. А если оставишь как есть, то обе стороны будут довольны.

Все точно так, как повелевается в аяте: «Обходитесь с (вашими женами) по-доброму. Если же ненавистны они вам, то возможно, что невзлюбили вы то, во что Аллах поместил обильное (для вас же самих) благо» (Женщины: 14).

В приведённом хадисе выражение «воистину они (женщины) созданы из ребра» означает то же самое, что  подразумевается в выражении священного аята «Создал Он человека из поспешности». То есть таким высокохудожественным  способом  даётся описание преобладающей  в человеке природы.

Поэтому предложение «женщины созданы из ребра» имеет тот же смысл, что и выражение «человек сотворён из поспешности».

Пророческое выражение  «Воистину, они (женщины) сотворены из ребра» звучит так же, как аят: «Аллах, Который сотворил вас из слабости». Только цели  этих двух выражений различны: одно из них призывает мужчин к милосердию (shafqat) и доброму отношению (marhama), а другое свидетельствует о вероятности ниспослания (ba`th) Божьей силою  поэтапных перемен   в духовном состоянии человека. Но ни одно из них не подразумевает буквального соответствия, не опровергает естественной красоты, не принижает статуса (takhqeer) женщин и мужчин до статуса искривлённой или слабой сущности.

Великий Законодатель,  благословил его Аллах и приветствовал, более подробно разъяснил это в своём высказывании: «Самое кривое место в ребре — это его начало». Иными словами, несмотря на то, что самое кривое место ребра в его начале, будь терпелив и воспитывай членов своей семьи не силой, не принуждением, а мягкостью и добротой. Вот это и есть самый важный и самый правильный закон  семейной жизни  и воспитания детей.

                                     _____________________

Вот так выглядит этот хадис на самом деле. Но ведь в нём нет даже намёка на то, что женщина сотворена из левого ребра Адама. Передатчики высказывания Пророка увлеклись формализмом, перемешав смыслы двух выражений, появившихся в разное время и с разной целью, и добавили к пророческим словам, по наущению  своего воображения,  предложение, ошибочность и ложность которого была совершенно  очевидной. И эта выдумка стала восприниматься и передаваться как великое божественное чудо, достигнув, таким образом, высокого статуса пророческого изречения-хадиса!

                                     ___________________

На 210-й странице книги «Каваид фикъхийа» («Правила мусульманского законотворчества») я привёл толкования-тафсиры следующих священных аятов: «Он сотворил из нее пару её» («Ва халака минха зауджаха»); «Он сотворил вас из единой души, а затем из неё сотворил пару ей» («Ва джа’ала мин нафсин вахсуа сумма джа’ала минха зауджаха»); «...и Он сотворил из неё пару ей, дабы жил с ней» («Ва джа’ала минха зауджаха лияскун илайха»). Мои комментарии, иншаллах  [иншаллах — традиционно употребляемое мусульманами  выражение, означающее «если пожелает того Аллах». — А.Х.], полностью чисты от попыток  превратного толкования (таэвиил), от преступного искажения смыслов, от претензий на усовершенствование  (ислаах) чудесного строя Священного Корана.

На нашей стороне такие замечательные факторы, как арабоязычность Корана, его чудесное красноречие, чистота  от лжи и вымыслов, очень ясная и доступная форма  описания  самых важных проблем, непорочность Великого Законодателя, превосходство ислама над научными предположениями, его свобода  от влияния иудейских преданий и легенд. А коли так, то не может быть преступлением, если мы противоречим  единогласному мнению богословов, когда утверждаем, что некоторые передатчики, будучи всего лишь людьми, могли пойти на поводу у своих измышлений. Такие наши поступки, иншаллах, не являются также и признаком невоспитанности.

                                     _____________________

Я писал эти строки не с чувством удовлетворения, мол, «вот, благодаря Богу я постиг истину», но с недоумением и печалью: “как же было возможно, что на протяжении веков от взоров мусульманских учёных могла скрываться (ghaa’ib) истина!»?

Как же могла быть невидимой столь очевидная истина?

Мне кажется, что такое положение дел стало возможным в силу абсолютной удовлетворённости постулатами древних преданий и чрезмерного доверия к их передатчикам.


Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец