26.09.2017

Новости

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ
Гульнара




Р. А. Гимазова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова, Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

«Эта женщина, обладающая глубокими познаниями, 

прогрессивными взглядами и отважным сердцем…»[1]

Представитель знаменитой семьи просветителей Буби, Мухлиса Буби родилась 21 февраля 1869 года (по старому стилю).

Вступив во взрослую жизнь, она стала преподавать в женском медресе Иж-Буби. Прекрасное образование, отличное знание мусульманского права позволили ей очень быстро стать руководителем медресе. С этого времени её стали называть «мулла-абыстай» что было признанием её авторитета как теолога.

Женс­кая шко­ла в Иж–Бобья бы­ла од­ной из пер­вых ре­фор­ми­ро­ван­ных школ в Рос­сии и од­ной из пер­вых, где осуществлялся выпуск учи­тель­ниц. Пре­по­да­ва­ние в шко­ле ве­ли как жен­щи­ны, так и муж­чи­ны. Габдулла Бу­би вс­по­ми­нал: «Не пок­ла­дая рук об­ра­зо­ва­ни­ем за­ни­ма­лись мать с от­цом, мы двое — с бра­том (Губайдулла Буби – автор), сест­ра Мух­ли­са Бу­би и на­ши суп­ру­ги — На­си­ма[2] и Хус­не­фа­ти­ма (1874–1941)[3]. Эти трое, нес­мот­ря на боль­шие труд­нос­ти, ос­та­ва­лись пре­да­ны сво­е­му де­лу. Ве­че­ром обу­ча­лись са­ми, а днем пе­ре­да­ва­ли по­лу­чен­ные зна­ния де­тям, им час­то при­хо­ди­лось выс­лу­ши­вать ос­корб­ле­ния, не по­лу­чая ни ко­пей­ки за свою ра­бо­ту, они тру­ди­лись на бла­го на­ции. Да­же пос­ле зак­ры­тия мед­ре­се, они (жен­щи­ны) про­дол­жа­ли свою ра­бо­ту»[4]. М. Бу­би отк­ры­ла шко­лу для де­во­чек в Тро­иц­ке, а Хус­не­фа­ти­ма уе­ха­ла вмес­те с Габдуллой Бу­би в Кульджу (Ки­тай), где они ос­но­ва­ли шко­лу для де­во­чек.

В 1912 году после закрытия женского медресе Мухлиса Буби начала работать учительницей в Троицке в начальной женской школе «Сююмбике», открытой в 1910 г. приказчиком торгового дома «Г. Ф. Уразаев с сыновьями» Габдрахманом Мифтахутдиновичем Ахмаровым. Подтверждение тому находим также в её автобиографии, сохранившейся в материалах следственного дела: «С момента закрытия нашей школы в деревне Буби […] я переехала в г. Троицк, где занималась преподаванием в школе II ступени (даррелмугаллимат), и работала до мая 1917 года, т.е. до конца учебного сезона […]. В школе учила детей населения г. Троицка и детей среднеазиатских народностей. Приезжали сюда девушки из Казахстана, преимущественно из Алма-Аты, Туркестана, Ташкента, Самарканда и из Бухары. Вмещаемость школы составляла 160-170 человек»[5].

С января 1913 г. Мухлиса Буби стала одновременно преподавать в Троицкой женской гимназии «магометанское вероучение» для девочек из мусульманских семей[6]. 7 августа 1914 г. она начинает работать в среднем общеобразовательном учреждении — женском медресе с 8-летним курсом обучения[7], открывшаяся на средства купцов 1-й гильдии Муллагали Ахмеджановича (1864-1926) и Мухаммедгали Абдулвалиевича (1877-?) Яушевых. Об этом сообщалось в газете «Вакт»: «В начале сентября 1914 года в Троицке на основе официального разрешения откроется новая школа Яушевых для девушек. Директором назначена работавшая в прошлом году учительницей в женской школе Г. Ахмарова Мухлиса-ханум Буби. Школа состоит из 8 классов: 4 начального и 4 среднего уровня»[8].

А 19 мая 1915 г. Попечителем Оренбургского учебного округа был утвержден устав среднего специального педагогического училища для подготовки преподавательниц мусульманских начальных школ, что позволило с осени приступить к работе. Его учредительницей и главным спонсором выступила вдова купца 1-й гильдии Мухаммедшарифа Ахмеджановича Яушева — Гайнижамал Багаутдиновна Рафикова (?-19.09.1927). Мусульманское женское педагогическое училище получило неофициальное название «дарел-мугаллимат». Его полный курс был рассчитан на 6 лет обучения в подготовительном и 5 основных классах, а программа включала: вероучение, историю ислама, татарский, арабский и русский языки, арифметику, алгебру, геометрию, всеобщую, русскую и татарскую историю, географию, природоведение, анатомию, гигиену, элементарные сведения из физики и химии, общую педагогику, дидактику, историю педагогики, методику преподавания русского языка и арифметики, рисование, чистописание, рукоделие и основы домашнего хозяйства, музыку и пение. Мухлиса Буби преподавала здесь арабский язык и религиозные дисциплины[9]. В это учебное заведение принимались девушки не моложе 12 лет по результатам успешной сдачи экзаменов. С них взималась ежегодная плата в размере 25 руб., но 10 процентов обучавшихся полностью освобождались от нее, а еще 10 процентов вносили только половину суммы, при этом предпочтение отдавалось бедным и способным девушкам. В 1916 г. на обучение в «Дарел-мугаллимат» были приняты 62 воспитанницы, а в 1917-1918 учебном году их число возросло до 179[10]. Среди них были не только местные мусульманки, но и приезжие из Оренбурга, Верхнеуральска, Уфы, Атбасара, Верного (Алматы), Петропавловска, Туркестана, Ташкента, Самарканда и Бухары. Для них наследница и дочь умершего троицкого купца Абдуллы Абдулнасыровича Бакирова Асма построила за свой счет двухэтажное здание общежития[11].

Организаторский и педагогический опыт М. Буби имел огромное значение для троицкого дарелмугаллимата. Город находился далеко от центра, поэтому благодаря опытному педагогу здесь открылось учебное заведение, по всем параметрам отвечающее требованиям времени. Это и отмечает просветитель А. Менгер: «В 1913 году мне пришлось провести несколько дней в Троицке. Я встречался с М. Буби, создавшей здесь школу для девушек «Сююмбике» по типу медресе «Буби». В это время в ней обучались около двадцати девушек. Преподавали Г. Галиева, М. Терегулова, уроки музыки вёл окончивший высшую школу учителей в Томске и консерваторию Г. Булатов. Ни одна другая женская школа того времени не могла сравниться с «Сююмбике». Из её стен было выпущено много учительниц. Эти девушки после годичной подготовки могли наравне с другими абитуриентами пробовать свои силы при поступлении в университет»[12]. Одной из них была дочь М. Буби Мунзия.

В мае 1917 года на Всероссийском мусульманском съезде Мухлису Буби избрали духовным судьей (кади) в Центральное духовное управление мусульман России. 280 голосов были «против», и 307 делегатов проголосовали за назначение женщины на должность кади[13]. Это вызвало полемику в мусульманском обществе. Её противники писали: «Эта проблема, фактически не сопоставимая с канонами Ислама и беспокоит сознательных имамов... Указы Мусульманского управления за подписью «Мухлиса» часто не полностью выполняются ахундами, мударрисами, имамами. Не исполняются потому, что их подписала женщина, введённая в состав управления безбожниками. Имамы даже под угрозой не будут выполнять указания муфтията, подписанные женщиной»[14].

В одном из номеров журнала «Дин ва Магишат» в 1917 году М. Камалетдинов рассмотрел вопрос Управления мусульман Внутренней России и Сибири: «На каком основании вы не признаёте судейство Мухлисы Буби?» В ответ он привёл семь оснований, почему женщина не может быть кади. Он ссылался на Коран: «[Неужели вы приписываете Аллаху] того, кто рос, заботясь лишь о нарядах, и кто не способен слова путного вымолвить в разговоре?» (Сура «аз-Зухруф», 43/18) и на хадис Пророка: «Когда до Мухаммада дошла весть о том, что во главе персидского государства встала царица, он сказал: «Государство, управляемое женщиной, никогда не будет процветать и не преуспеет». М. Камалетдинов также опирался на комментарии к Сунне: «Женщина не может исполнять должность имама и кади, так как для этого нужно выходить в свет, а женщина является гаурат (то, что нужно скрывать)». Женщина не может выполнять должность кади и в связи с тем, что она думает сердцем. Потому Аллах сказал: «Дал мужчинам преимущества перед женщинами…» и «…У мужей прав на степень больше…» (Сура «аль-Бакара», 2 / 228). В статье он отметил: «Если женщина может занять должность кади, то это означает, что она может быть и имамом — Исламом это запрещено»; Мухлиса Буби не утверждалась в должности судьи решением Московского съезда, а избиралась лишь небольшой группой людей. Доказательством служит то, что участник этого мероприятия — ахунд Уфы Мухамедсабир аль-Хасани прочитал в решении этого съезда «одним из судей будет избираться женщина» и сказал, что такого решения вообще не было»[15].

В поддержку М. Камалетдинова выступил некий Мухамедсалих. Он писал: «Хвала Всевышнему, я был экзаменован набожными и благочестивыми муфтием и судьями. Мой указ не замаран подписью женщины. Недавно видел постановление на русском и татарском языках. В татарском варианте сначала подписался муфтий, после него — женщина-судья, а затем все остальные кади, чему я очень удивился. Раз уж преступными путями ввели женщину в управление мусульман, хотя бы подписи ставьте перед ней, а не после»[16].

Споры не утихали в течение нескольких лет. Но были и положительные статьи. Так, в редакцию журнала «Азат ханым» в 1918 году пришло письмо из Управления мусульманского общества Астраханской губернии о проблеме разводов. На что редакция ответила: «Ваш вопрос уместен, но стоит ли обращаться безответным мухтасибам, когда у вас в Уфе есть казия Мухлиса Буби?»[17].

Мухлиса Буби в течение 20 лет заведовала отделом семьи в Управлении мусульман и публиковала актуальные статьи. Как правило, она освещала проблемы многожёнства: по Исламу мужчина мог иметь одновременно до четырех жён. В журнале «Сююмбике» в 1917 году появился материал «Брак более чем с одной женщиной» за подписью муфтия Галимджана Баруди и мусульманских судей, среди которых значилась и М. Буби. Авторы статьи подчёркивали: «прежде чем жениться на второй, нужно написать заявление на имя Управления мусульман»[18].

В этом же году первая женщина-кади под своим именем напечатала «Обращение к женщинам и девушкам». М. Буби писала: «В Управление мусульман приходит много жалоб о том, что мужчины вступают во второй брак, а имамы, зная об этом, совершают свадебный обряд. Я женщина, и это ранит моё сердце. Беспокоит и то, что девушки знают — мужчина уже женат, но всё равно выходят замуж. Здесь виноваты трое: мужчина, согласившаяся выйти замуж женщина и имам, прочитавший им никах. Если назарият запретит мужчинам второй брак, то и женщины должны этому повиноваться»[19].

Попытка запрета многоженства, несмотря на разрешение в Коране, возникла не с простого самолюбия. Этого было ответом на создавшуюся ситуацию в мусульманской (татарской) семье того периода. Мы видим многочисленные жалобы женщин писавших как в муфтият, так и печатавшиеся на страницах печатных изданий. Они были обеспокоены не тем, что муж взял другую жену, а тем, что после этого отношение к предыдущей семье изменилось. Мужья отказывались содержать и обеспечивать жену и детей, а вскоре вообще разводились, не выдавая на содержания детей ни копейки. И многие женщины с детьми на руках оставались без средств на существование и жилья. И многие жаловались, что причиной развода стало всего лишь возраст жены, которая со временем чуть постарела, и муж взял молодую и красивую. Поэтому М. Буби, используя свой авторитет и агитируя на моногамный брак, пыталась защитить права первых жен и их детей.

Так же на страницах «Мусульманского журнала» опубликовала статью «Женщинам»[20]. В ней Мухлиса Буби уделяет внимание обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три части (детство, отрочество, юность), даёт каждому подробную характеристику и подробно объясняет с позиций Ислама все обязанности родителей по отношению к детям.

Используя знания и эрудицию, Мухлиса Буби пыталась поднять статус женщины на ту высоту, которая дана Всевышним. Вся её деятельность в Управлении мусульман была направлена к этой цели. Она в статье «Женщины мусульманского мира», изданный в журнале «Ислам маджалласе» писала: «Сохранение Ислама на долгие годы — заслуга мужчин. Но не надо отрицать роли женщин, которые также внесли свой посильный вклад в развитие религии. В первые годы пророчества Мухаммада, Хатиджа во всём поддержала его. За эту заботу он уважал её до конца своих дней. Посланник Всевышнего говорил, что «она единственная, которая поверила в моё пророчество, когда весь народ обвинял меня во лжи, когда все отвернулись от меня, она одна своим имуществом поддержала и заботилась». В сборниках известно очень много хадисов от Айши, Умму Салама. Число женщин, служащих великому делу укрепления Ислама в мире посредством знаний, — не десятки, а сотни. В наше время», — писала она — «дела, вменяемые женщинам в обязанность, не так трудны, но очень важны. Это сохранение мусульманских обычаев и родного языка. Для ежедневных забот, требований религии и науки у нас есть свой язык. Есть и заимствования, которые уже стали своими. Несмотря на это, жители деревень часто используют русские слова, даже когда нет в этом необходимости. Пусть нация знает русский и другие языки, их знание важно, но перемешивание слов — неприлично. Сохранение языка возложено на женщину, эта обязанность не трудна, но важна. И наши женщины ничем не уступают остальным в усердии и смекалке»[21].

Она сравнивает роль мужчины и женщины в семье и в обществе. На фоне социальной интеграции того времени для М. Буби было очень важным усиление роли мусульманок в общественной жизни.

Однако волна репрессий не обошла стороной и ЦДУМ. В ноябре 1937 года в одном из отделов НКВД была составлена секретная справка, в которой указывалось: «Бобинская является участницей контрреволюционной буржуазно-националистической организации, выявленной в Башкирии. Она проводит активную повстанческую работу, осуществляет связь контрреволюционной организации с иностранными разведками… Бобинская подлежит аресту и привлечению к ответственности по статье 58, пункты 2, 6, 10, 11 Уголовного кодекса РСФСР»[22].

Мухлису Буби вместе с другими выдающимися мусульманскими деятелями того времени арестовали как участницу контрреволюционных организаций. Обвинительное заключение следователи «слепили» за неделю. Вскоре женщина вместе со своими товарищами предстала перед судом тройки НКВД Башкирской АССР. После двадцатиминутного заседания комиссия вынесла всем участникам процесса смертный приговор… 68-летняя Мухлиса Буби была казнена 23 декабря 1937 года.




[1] Њтђ­бђй–Кђ­ри­ми Р. Мђгъ­ри­фђт­че­лек эз­лђ­рен­нђн. – Уфа, 1991. – Б.79.


[2] Насима – суп­ру­га Губайдуллы Бу­би, му­гал­ли­ма.


[3] Хуснефатима Гиззатуллина – суп­ру­га Г. Бу­би, пре­по­да­ва­ла в мед­ре­се «Бу­би» и Кульд­же (Ки­тай). (ГА УР. Ф.236, оп.1, д.195, лл.550–551).


[4] Бу­бый Г. Бубый мђдрђсђсе... – Б.59.


[5] Цит. по: Рахимов С. «Ви­нов­ной се­бя не приз­на­ла» // Га­сыр­лар ава­зы – Эхо ве­ков. –2000. –№№1–2. –С.221.


[6] Гизатуллин Р. Н. История Троицкой женской гимназии // Актуальные проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования. Вопросы истории, философии, политологии, 25 марта 2010 г.: Материалы международной научно-практической конференции: Сб. науч. тр. — Троицк: УГАВМ, 2010. — С. 175; Рахимов С. Т. Педагоги Бобинские и Иж-Бобинское медресе. Историко-документальный сборник. — Казань: Рухият, 1999. — С. 235-237


[7] Тро­иц­ки­лы. Ђт­раф хђ­бђр­лђ­ре. [Т­ро­иц­кий­да …] // Ва­кыт. –1915. –4 фев­раль; Съ.Г. Тро­иц­ки // Ва­кыт. –1915. –1 март.


[8] Фай­зи М. Ида­рђ­гђ мђк­тњб­лђр // Ва­кыт. –1914. –18 июль.


[9] Ризаэддин бин Фахреддин. Знаменитые женщины / Предисловие и перевод Р. М. Булгакова // Бельские просторы. — 2008. — № 3. — С. 106


[10] Рахматуллина З. Я., Якупов М. Т. Социальные аспекты ислама: развитие просвещения и гражданской активности народов Поволжья и Приуралья. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2004. — С. 338


[11] Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. — Троицк: ЗАО «Типография им. Сыромолотова», 2002. — С. 92.; Рахимов С. «Виновной себя не признала» // Гасырлар авазы = Эхо веков. – 2000. - № 1-2. – С. 221.


[12] Мђћ­гђр Ђ. Хђ­ти­рђ­лђр.  – Ка­зан: «Га­сыр­лар ава­зы – Эхо ве­ков». –1997. –Б.119–120; Şefika Gaspralı ve Rusya'da Türk Kadin Hareketi (1893–1920). – Ankara, 1998. – С. 86–87.


[13] Şefika Gaspralı ve Rusya'da Türk Kadin Hareketi (1893–1920). – Ankara, 1998. – С. 199.


[14] Дин вђ мђ­гый­шђт. –1917. –№№ 48–49. –Б.515.


[15] Ка­ма­лед­ди­нов М. М. Ди­ния ида­рђ­се­нђ ќа­вап // Дин вђ мђ­гый­шђт. –1917. –№№ 48–49. –Б.515–517.


[16] Мљ­хђм­мђд­са­лих. Яћа указ // Дин вђ мђ­гый­шђт. –1917. –№№ 46–47. –Б. 506.


[17] Ида­рђ­гђ мђк­тњб // Азат ха­ным. –1918. –№ 3. –Б.15–16.


[18] Ди­ния нђ­за­рђ­те. Бер­дђн ар­тык ха­тын алу ту­рын­да // Сљ­ем­би­кђ. –1917. –№18. –Б.280.


[19] Бу­би М. Ха­ным вђ ту­таш­лар­га хи­таб­на­мђ // Йол­дыз. –1917. –8 сен­тябрь.


[20] Бу­бый М. Ха­тын–кыз­лар­га га­ид // Ис­лам мђ­ќђл­лђ­се. –1926. –№ 4. –Б.648–650.


[21] Бу­бый М. Ис­лам дљнь­я­сын­да ха­тын­нар // Ис­лам мђ­ќђл­лђ­се. –1924. –№ 1. –Б.28–30.


[22] «Ви­нов­ной се­бя не приз­на­ла» // Га­сыр­лар ава­зы – Эхо ве­ков. –2000. –№№1–2. –С.218–219.




Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец