26.09.2017

Новости

Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве

Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве
Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве

Международный оперный фестиваль имени Фёдора Ивановича Шаляпина в своё время стал первым в России, ещё во времена Советского Союза, и именно по его образу и подобию начали организовываться фестивали по всей стране. А придумал фестиваль директор Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов (на фото), который руководит этим театром более 36 лет, сделав его одним из лучших в России.

– На Шаляпинском фестивале – удивительно творческая, тёплая и дружеская атмосфера. В чём её секрет?
– Да, атмосфера существует. Каждый спектакль готовится особенно, мы пытаемся сделать из него праздник. Знаете, бывает, чуть-чуть кулису не туда подвинул, чуть-чуть свет не туда направил, чуть-чуть звук изменил, и уже впечатление не то. Казалось бы, мелочи, но если собрать их вместе, то вырисовывается отношение к спектаклю, поэтому для нас не существует мелочей – каждая деталь важна. Люди, которые обслуживают спектакль, в какой-то момент поняли, что они востребованы, и выполняют свою работу очень профессионально. И конечно же, артистический состав. Труппа у нас особенная. В её основе – базовые коллективы с высокой музыкальной, театральной культурой: оркестр, хор, кордебалет, а состав солистов формируется на основе художественной конкуренции в разовом порядке. Поэтому уровень приглашённых артистов очень высок, причём многие из них уже ранее принимали участие в наших новых постановках и очень дорожат возможностью сохранять своё участие в фестивале им. Ф.И. Шаляпина.
За многие годы воспиталась требовательная и в то же время корректная, демократичная публика. Вы посмотрите на эти благородные лица! Мы очень благодарны им за это и стараемся в полной мере удовлетворять их духовные запросы.
– Как вы стали директором театра? Какие впечатления в детстве или в юности привели вас к теперешней должности – театральные, музыкальные?
– Моя мать – певица Разия Темирханова, заслуженная артистка Республики Татарстан, одна из лучших певиц народного плана. Она была солисткой ансамбля песни и танца Татарстана с самого его создания – с 1939 года. Она – первая исполнительница длинных, протяжных татарских песен. А я в студенческие годы играл в разных ансамблях, даже аккомпанировал Муслиму Магомаеву, когда он выступал в Казани в рамках Декады азербайджанского искусства и ездил заграницу на гастроли с ансамблями. Но быть средним музыкантом мне не хотелось, я понимал, что у меня упущено время и что мне не нужно идти по этому пути. И начал выстраивать карьеру другим образом. Затем я перешёл на освобождённую комсомольскую работу. Но при этом никогда не оставлял музыку. Работая заведующим отделом Казанского горкома комсомола, я одновременно участвовал в гастролях певца Рината Ибрагимова за рубежом (Италия, Мальта, 1977) как музыкант-клавишник в составе оркестра. После комсомола надо было определяться на партийную работу, мне не хотелось. И тут неожиданно поступает предложение от Министерства культуры республики – возглавить Театр юного зрителя в качестве директора. Я благодарен судьбе, что оперному театру предшествовала моя работа в Казанском ТЮЗе. За два года работы здесь я начал понимать, что такое репертуар, труппа, экономика театра и многое другое. Видя мои способности в театральном деле и мою тягу к музыке, мне предложили стать директором оперного театра, который в те годы испытывал серьёзный кризис.
Один из дирижёров театра того времени рассказывал, что встаёт за пульт перед началом спектакля, поворачивается в зал, а там – ни одного человека! За кулисами он встречает тогдашнего директора театра и говорит ему, что в зале – ни души. А директор: «А в буфетах смотрели?» Представляете: полный штат работников, артистический состав, главный дирижёр, главный балетмейстер – все! А публики нет. Средняя посещаемость – 30%. На балете чуть больше, а на опере сидят 50 человек в партере. Заходишь в зал, и все они смотрят на тебя, как будто ты во всём виноват. Даже не жутко и не страшно, а стыдно. Получив театр в 1981 году в таком состоянии, нужно было сделать что-то, чтобы в 1988-м он уже получил звание академического. А для получения этого звания требовалось проработать пять стабильно успешных лет.
– Как вы достигли такого прогресса?
– В многожанровом оперном театре музыка – основное художественное средство. Прежде всего нужно было найти главного дирижёра, в содружестве с которым мы бы собрали дисциплинированный артистический коллектив, способный решать серьёзные творческие задачи. Я пригласил из Одессы дирижёра Владимира Васильева. И мы начали потихонечку.
– Что самое трудное в работе директора театра?
– Сказать «нет». Точнее, правильно распорядиться словом «нет».
– А самое трудное в жизни?
– Преодолевать себя. Трудности необходимы человеку, через них приобретается жизненный опыт.
– У вас большинство постановок – очень красивые, настоящее пиршество театра, почти как у Дзеффирелли. А сейчас в театрах в основном минимализм и искажение всего и вся, называемое осовремениванием.
– Я сторонник того, чтобы сохранять историческую эпоху и оперы, и балета. Пусть технические средства будут современные, но эпоха, события, действия должны быть приближены к тем, которые создавали авторы. Таких людей, как Дзеффирелли, мало, к сожалению. И театров, которые работают с Дзеффирелли, тоже мало. Многие театры имеет скудную финансовую поддержку, и формируется целая плеяда режиссёров, которые под эту финансовую «формулу» работают. А поскольку их очень много, то, что они делают, называют современным, модным. Кроме того, существует определённая группа людей, которая с ловкостью изменяет литературную основу оперы. Они имеют свой меркантильный интерес – получают за это авторские отчисления. Всё это я бы назвал художественным мошенничеством. Представьте себе: танки, бронетранспортёры в «Аиде»! Хотите про танки – напишите пьесу, сочините музыку и ставьте. Кто мешает? Убеждён, всё это от неспособности отдельных современников создавать сценически яркие музыкальные спектакли. Но это пройдёт. Про них забудут.
– Чем отличается гений от талантливого человека?
– Гениальность, мне кажется, имеет своё измерение: время и пространство. Талант – частица гениальности и в своих измерениях может быть забыта и не замечена последующими поколениями.
А Пётр Ильич Чайковский, например, написал музыку, которую 150 лет исполняют и слушают не только в крошечном Воткинске в Удмуртии, где он родился, но во всём мире. Вот это гений.
– По Пушкину гений и злодейство – две вещи несовместные. А по-вашему?
– Я не совсем согласен, потому что человек – уникальное создание природы. Но он не совершенен, по этой причине в мире происходят вой¬ны, нарушается экология.Приведу пример: помещик Струйский в XIX веке сочинял блестящие стихи и одновременно забивал до смерти своих крепостных крестьян.
– Пётр Ильич Чайковский писал, что нельзя смешивать правду жизни и правду искусства. Вы согласны?
– Да, не получится смешивать жизнь и искусство. Правда жизни – это действительность. Художник, выражая себя в различных жанрах искусства, способен подтверждать эту действительность самыми разными способами в зависимости от его личных способностей. Бывает и кривое зеркало. Всё-таки мир прекрасен в своём многообразии.

Беседу вела Людмила Лаврова
lgz.ru

Похожие новости

. Сериалы положительно влияют на туристический бизнес страны — многие туристы из арабских стран и Ирана едут в Турцию, чтобы увидеть места из любимых сериалов.
Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных
зарплатах руководителей

ШАМАИЛИ КАЗАНИ НАЧАЛА ХХ века

Последние статьи

СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?) 25.09.2017 СОХРАНИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ, ВСЕПРОЩАЮЩИЙ АЛЛАХ! (Почему Габдулла Тукай не женился?)

МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ 13.09.2017 МУХЛИСА БУБИ — ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА, ЖЕНЩИНА-КАДИ

ТАСАВВУФ,  ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ? 11.09.2017 ТАСАВВУФ, ИЛИ – НУЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МУФТИЯТЫ?

НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА» 09.09.2017 НАИЛЯ ФАТЕХОВА И АНСАМБЛЬ «МЕДИНА»

Основная проблематика татарской богословской мысли  XVIII-начала ХХ века 08.09.2017 Основная проблематика татарской богословской мысли XVIII-начала ХХ века

Чем опасно беременеть в старшем возрасте? 08.09.2017 Чем опасно беременеть в старшем возрасте?

О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ 08.09.2017 О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ В ЕГИПЕТСКОМ ПОРТ-САИДЕ

МУФТИЯТЫ РОССИИ 07.09.2017 МУФТИЯТЫ РОССИИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК 07.09.2017 ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ 06.09.2017 К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И СМИ

ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ 24.08.2017 ВОПРОС О ВОРОВСКОЙ КОРОНЕ

ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ 24.08.2017 ОБНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА 17.08.2017 РАЗЛИЧИЕ АВТОБУСА И ЭЛЕКТРОБУСА

КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ? 16.08.2017 КАКИЕ ПАМЯТНИКИ НУЖНЫ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ?

Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар 12.08.2017 Тормыш: имештер, кулы салкын кешенең йөрәге кайнар

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ 11.08.2017 ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода 11.08.2017 Индийские активисты попросили суд отменить практику мусульманского развода

В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ 11.08.2017 В МИФЫ О МОЗГЕ ВЕРИТ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ

ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА 08.08.2017 ЦЫГАНКА И МУСУЛЬМАНКА

БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ 08.08.2017 БАШНЕФТЬ ОБОДРАЛИ КАК ЛИПКУ


Новости 1 - 20 из 76
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец