23.10.2019

Новости

Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве

Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве
Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов о пути к успеху и художественном мошенничестве

Международный оперный фестиваль имени Фёдора Ивановича Шаляпина в своё время стал первым в России, ещё во времена Советского Союза, и именно по его образу и подобию начали организовываться фестивали по всей стране. А придумал фестиваль директор Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов (на фото), который руководит этим театром более 36 лет, сделав его одним из лучших в России.

– На Шаляпинском фестивале – удивительно творческая, тёплая и дружеская атмосфера. В чём её секрет?
– Да, атмосфера существует. Каждый спектакль готовится особенно, мы пытаемся сделать из него праздник. Знаете, бывает, чуть-чуть кулису не туда подвинул, чуть-чуть свет не туда направил, чуть-чуть звук изменил, и уже впечатление не то. Казалось бы, мелочи, но если собрать их вместе, то вырисовывается отношение к спектаклю, поэтому для нас не существует мелочей – каждая деталь важна. Люди, которые обслуживают спектакль, в какой-то момент поняли, что они востребованы, и выполняют свою работу очень профессионально. И конечно же, артистический состав. Труппа у нас особенная. В её основе – базовые коллективы с высокой музыкальной, театральной культурой: оркестр, хор, кордебалет, а состав солистов формируется на основе художественной конкуренции в разовом порядке. Поэтому уровень приглашённых артистов очень высок, причём многие из них уже ранее принимали участие в наших новых постановках и очень дорожат возможностью сохранять своё участие в фестивале им. Ф.И. Шаляпина.
За многие годы воспиталась требовательная и в то же время корректная, демократичная публика. Вы посмотрите на эти благородные лица! Мы очень благодарны им за это и стараемся в полной мере удовлетворять их духовные запросы.
– Как вы стали директором театра? Какие впечатления в детстве или в юности привели вас к теперешней должности – театральные, музыкальные?
– Моя мать – певица Разия Темирханова, заслуженная артистка Республики Татарстан, одна из лучших певиц народного плана. Она была солисткой ансамбля песни и танца Татарстана с самого его создания – с 1939 года. Она – первая исполнительница длинных, протяжных татарских песен. А я в студенческие годы играл в разных ансамблях, даже аккомпанировал Муслиму Магомаеву, когда он выступал в Казани в рамках Декады азербайджанского искусства и ездил заграницу на гастроли с ансамблями. Но быть средним музыкантом мне не хотелось, я понимал, что у меня упущено время и что мне не нужно идти по этому пути. И начал выстраивать карьеру другим образом. Затем я перешёл на освобождённую комсомольскую работу. Но при этом никогда не оставлял музыку. Работая заведующим отделом Казанского горкома комсомола, я одновременно участвовал в гастролях певца Рината Ибрагимова за рубежом (Италия, Мальта, 1977) как музыкант-клавишник в составе оркестра. После комсомола надо было определяться на партийную работу, мне не хотелось. И тут неожиданно поступает предложение от Министерства культуры республики – возглавить Театр юного зрителя в качестве директора. Я благодарен судьбе, что оперному театру предшествовала моя работа в Казанском ТЮЗе. За два года работы здесь я начал понимать, что такое репертуар, труппа, экономика театра и многое другое. Видя мои способности в театральном деле и мою тягу к музыке, мне предложили стать директором оперного театра, который в те годы испытывал серьёзный кризис.
Один из дирижёров театра того времени рассказывал, что встаёт за пульт перед началом спектакля, поворачивается в зал, а там – ни одного человека! За кулисами он встречает тогдашнего директора театра и говорит ему, что в зале – ни души. А директор: «А в буфетах смотрели?» Представляете: полный штат работников, артистический состав, главный дирижёр, главный балетмейстер – все! А публики нет. Средняя посещаемость – 30%. На балете чуть больше, а на опере сидят 50 человек в партере. Заходишь в зал, и все они смотрят на тебя, как будто ты во всём виноват. Даже не жутко и не страшно, а стыдно. Получив театр в 1981 году в таком состоянии, нужно было сделать что-то, чтобы в 1988-м он уже получил звание академического. А для получения этого звания требовалось проработать пять стабильно успешных лет.
– Как вы достигли такого прогресса?
– В многожанровом оперном театре музыка – основное художественное средство. Прежде всего нужно было найти главного дирижёра, в содружестве с которым мы бы собрали дисциплинированный артистический коллектив, способный решать серьёзные творческие задачи. Я пригласил из Одессы дирижёра Владимира Васильева. И мы начали потихонечку.
– Что самое трудное в работе директора театра?
– Сказать «нет». Точнее, правильно распорядиться словом «нет».
– А самое трудное в жизни?
– Преодолевать себя. Трудности необходимы человеку, через них приобретается жизненный опыт.
– У вас большинство постановок – очень красивые, настоящее пиршество театра, почти как у Дзеффирелли. А сейчас в театрах в основном минимализм и искажение всего и вся, называемое осовремениванием.
– Я сторонник того, чтобы сохранять историческую эпоху и оперы, и балета. Пусть технические средства будут современные, но эпоха, события, действия должны быть приближены к тем, которые создавали авторы. Таких людей, как Дзеффирелли, мало, к сожалению. И театров, которые работают с Дзеффирелли, тоже мало. Многие театры имеет скудную финансовую поддержку, и формируется целая плеяда режиссёров, которые под эту финансовую «формулу» работают. А поскольку их очень много, то, что они делают, называют современным, модным. Кроме того, существует определённая группа людей, которая с ловкостью изменяет литературную основу оперы. Они имеют свой меркантильный интерес – получают за это авторские отчисления. Всё это я бы назвал художественным мошенничеством. Представьте себе: танки, бронетранспортёры в «Аиде»! Хотите про танки – напишите пьесу, сочините музыку и ставьте. Кто мешает? Убеждён, всё это от неспособности отдельных современников создавать сценически яркие музыкальные спектакли. Но это пройдёт. Про них забудут.
– Чем отличается гений от талантливого человека?
– Гениальность, мне кажется, имеет своё измерение: время и пространство. Талант – частица гениальности и в своих измерениях может быть забыта и не замечена последующими поколениями.
А Пётр Ильич Чайковский, например, написал музыку, которую 150 лет исполняют и слушают не только в крошечном Воткинске в Удмуртии, где он родился, но во всём мире. Вот это гений.
– По Пушкину гений и злодейство – две вещи несовместные. А по-вашему?
– Я не совсем согласен, потому что человек – уникальное создание природы. Но он не совершенен, по этой причине в мире происходят вой¬ны, нарушается экология.Приведу пример: помещик Струйский в XIX веке сочинял блестящие стихи и одновременно забивал до смерти своих крепостных крестьян.
– Пётр Ильич Чайковский писал, что нельзя смешивать правду жизни и правду искусства. Вы согласны?
– Да, не получится смешивать жизнь и искусство. Правда жизни – это действительность. Художник, выражая себя в различных жанрах искусства, способен подтверждать эту действительность самыми разными способами в зависимости от его личных способностей. Бывает и кривое зеркало. Всё-таки мир прекрасен в своём многообразии.

Беседу вела Людмила Лаврова
lgz.ru

Похожие новости

Музыкант — о причинах провала новогодних программ.

. Сериалы положительно влияют на туристический бизнес страны — многие туристы из арабских стран и Ирана едут в Турцию, чтобы увидеть места из любимых сериалов.
Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных
зарплатах руководителей

ШАМАИЛИ КАЗАНИ НАЧАЛА ХХ века

Последние статьи

Что будет с Крымом через четыре года 06.02.2019 Что будет с Крымом через четыре года
Что будет с Крымом через четыре года.

Дело газовых королей: Миллера заподозрили в «крышевании» клана Арашуковых 02.02.2019 Дело газовых королей: Миллера заподозрили в «крышевании» клана Арашуковых
Национальное достояние: «Газпром» растащили на «квартирки» за миллиарды и особняки топ-менеджеров.

Вышел в свет новый атлас исламского сообщества России 02.02.2019 Вышел в свет новый атлас исламского сообщества России
Вышел в свет новый атлас исламского сообщества России

Суд по делу Хашогги: Турция не ответила на запросы Саудовской Аравии о предоставлении улик 08.01.2019 Суд по делу Хашогги: Турция не ответила на запросы Саудовской Аравии о предоставлении улик

Суд по делу Хашогги: Турция не ответила на запросы Саудовской Аравии о предоставлении улик.

Жена самого крутого дипломата в мире. Кто она? 07.01.2019 Жена самого крутого дипломата в мире. Кто она?

Жена самого крутого дипломата в мире. Кто она?

Круговорот юаня в России. Почему доходы от китайских туристов проходят мимо бюджета 05.01.2019 Круговорот юаня в России. Почему доходы от китайских туристов проходят мимо бюджета

Круговорот юаня в России. Почему доходы от китайских туристов проходят мимо бюджета.

Юрий Лоза: псевдокультура стала культурой 03.01.2019 Юрий Лоза: псевдокультура стала культурой

Музыкант — о причинах провала новогодних программ.

Меч и перстень хана Кубрата из коллекции Эрмитажа будут показаны в Болгарии 31.12.2018 Меч и перстень хана Кубрата из коллекции Эрмитажа будут показаны в Болгарии

Меч и перстень хана Кубрата из коллекции Эрмитажа будут показаны в Болгарии.

Шариат: о чем говорит решение ЕСПЧ 29.12.2018 Шариат: о чем говорит решение ЕСПЧ

Шариат: о чем говорит решение ЕСПЧ (Le Figaro, Франция).

В ФРГ могут начать контролировать иностранное финансирование мечетей 29.12.2018 В ФРГ могут начать контролировать иностранное финансирование мечетей

СМИ: В ФРГ могут начать контролировать иностранное финансирование мечетей.

В РПЦ заявили, что Россия через 30 лет станет «исламской» 29.12.2018 В РПЦ заявили, что Россия через 30 лет станет «исламской»

В РПЦ заявили, что Россия через 30 лет станет «исламской».

Почему произраильское лобби в США отвернулось от Трампа 28.12.2018 Почему произраильское лобби в США отвернулось от Трампа

Почему произраильское лобби в США отвернулось от Трампа.

Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017) 28.12.2018 Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017)

Ислам и мусульмане постсоветской России..

Имран Хан – американцам: «Мы больше не подставим вам плечо для войн с другими» 27.12.2018 Имран Хан – американцам: «Мы больше не подставим вам плечо для войн с другими»

Пакистан меняет политику.

Почему в тюрьме нельзя поднимать мыло 27.12.2018 Почему в тюрьме нельзя поднимать мыло

Почему в тюрьме нельзя поднимать мыло.

Нетаньяху и Эрдоган устроили перепалку 26.12.2018 Нетаньяху и Эрдоган устроили перепалку

Нетаньяху и Эрдоган устроили перепалку.

США взялись за госдолг, чтобы избежать дефолта? 26.12.2018 США взялись за госдолг, чтобы избежать дефолта?

США взялись за госдолг, чтобы избежать дефолта?

Что будет если пробурить сквозь Землю сквозной тоннель и в него прыгнуть? 26.12.2018 Что будет если пробурить сквозь Землю сквозной тоннель и в него прыгнуть?

Что будет если пробурить сквозь Землю сквозной тоннель и в него прыгнуть?

5 легендарных кладов, которые не могут найти 26.12.2018 5 легендарных кладов, которые не могут найти

5 легендарных кладов, которые не могут найти.

Китая надо не только бояться, а очень бояться! 24.12.2018 Китая надо не только бояться, а очень бояться!

Китая нужно не просто бояться, а очень бояться: откровения казашки из КНР.


Новости 1 - 20 из 110
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец